Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко вернулся из отпуска, в котором пребывал с 1 по 8 августа. В принципе, Георгий Сергеевич мог бы отдыхать и дальше, если бы не американский сенатор-республиканец Рэнд Пол, очень некстати приехавший в наш город. С ним, увы, пришлось проводить переговоры, поскольку Пол - важная птица, он привез из Штатов письмо от Трампа Путину и вчера в Москве передал его в администрацию президента. Был бы на месте Пола какой-то другой сенатор, его вполне мог бы принять вице-губернатор Говорунов или даже начальник губернаторского аппарата Давид Адамия, но в сложившейся ситуации потребовалось включиться первому лицу.
Впрочем, это не самая большая проблема, с которой предстоит столкнуться Георгию Полтавченко после выхода из отпуска. В городе за эту неделю произошло несколько событий, которые впрямую могут отразиться на его репутации. И все они связаны с транспортной сферой. Точнее говоря - с метрополитеном.
Пока губернатор отдыхал, частично закрылась станция метро «Беговая». «Интересант» предрекал проблемы с этой станцией еще в конце мае, когда Полтавченко «торжественно» ее открывал. Количество недоделок было просто пугающим. За день до открытия в вестибюле «Беговой» еще шли работы, а прилегающую территорию, где стояли строительные вагончики и валялось огромное количество строительного мусора, приводили в порядок в последние часы.
«Беговую», как и «Новокрестовскую», спешили сдать к чемпионату мира по футболу. Все плановые сроки были сорваны, но открыть станции было необходимо. Вот их и открыли.
А потом начались проблемы. Еще в начале чемпионата, 20 июня, с крыши «Новокрестовской» ветром сорвало кусок обшивки - тогда чудом обошлось без пострадавших. А ближе к концу мирового первенства, 12 июля, стало подтапливать «Беговую» - протечки были видны невооруженным глазом. Метрополитен объяснил это действием грунтовых вод, но очевидно, что проблема заключалась в наспех сделанной гидроизоляции.
И вот, наконец, в августе на «Беговой» сломался траволатор. Остановки этого устройства случались и раньше, на что жаловались пассажиры, но теперь проблема, вероятно, серьезнее. Потому что ремонт траволатора (или «работы по реконструкции», как выражается руководство метрополитена) продлится ровно месяц - до 7 сентября. А дальше возможен ремонт подъемников на «Новокрестовской».
Частичное закрытие станции через 2,5 месяца после ее открытие, как это произошло в случае с «Беговой» и, вполне возможно, произойдет с «Новокрестовской», - самое настоящее ЧП. Но хуже другое: по данным «Интересанта», обе станции были открыты для пассажиров без официального разрешения на ввод в эксплуатацию, и неизвестно, имеется ли такое разрешение сегодня. Речь идет не о каких-то формальных бумажках, а о безопасности пассажиров!
На большие проблемы со сдачей объектов, которые город строил к чемпионату мира, указывает и Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга. Факты, приведенные в отчете КСП, свидетельствуют о полном разгильдяйстве городских властей.
Как известно, к ЧМ-2018 за государственный счет было построено 7 объектов: помимо двух станций метро, это - развязка на пересечении Пулковского шоссе с Дунайским проспектом, развязка ЗСД на Васильевском острове, строительство набережной Макарова и моста через остров Серный, реконструкция Тучкова моста, Песочной набережной и набережной Адмирала Лазарева. Общая стоимость объектов, по данным КСП, составила 79,5 миллиарда рублей. Это в полтора раза стоимости стадиона на Крестовском! При этом федеральный центр выделил 20,3 миллиарда рублей, а 59,2 миллиарда были взяты из городского бюджета.
И вот инспекторы Контрольно-счетной палаты обнаружили, что в контрактные сроки было завершено только строительство развязки на Пулковском шоссе и набережной Макарова. «Это единственные объекты, на которые Госстройнадзор выдал разрешения на ввод в эксплуатацию», - отмечается в отчете КСП.
Что касается новых станций метро, то здесь на момент проверки было зафиксировано наибольшее отставание от графика. При этом в самом начале, в 2015 году, работы под землей, как установили ревизоры, в нарушение всех мыслимых и немыслимых законов, велись вообще без разрешения на строительство.
Поэтому неудивительно, что сегодня «Беговая», а следом за ней и «Новокрестовская», будут доделываться. Удивительно, что за этот бардак до сих пор никто не ответил и, похоже, не ответит.
Вторая неприятная новость, которую губернатор узнал по выходу из отпуска, также связана с метро. Один из подрядчиков «Метростроя» - СМУ-11 - из-за долгов по налогам проходит процедуру банкротства. Это было бы личной проблемой собственников и руководства компании, если бы СМУ-11 не было ключевым игроком на рынке строительства метро в Петербурге. Оно строило «Новокрестовскую» и «Беговую», а сейчас занимается «Театральной» и «Дунайской».
О забастовке проходчиков на «Театральной» в связи с задержкой зарплаты «Интересант» написал первым из СМИ - в январе этого года. Теперь, с банкротством СМУ-11, под угрозой остановки окажутся работы и на «Дунайской». А это - ключевая станция участка «Проспект Славы» - «Шушары», который Георгий Полтавченко пообещал открыть до конца года. И раньше было ясно, что эти планы неосуществимы, а отныне на них и вовсе можно ставить крест.
Забавно, что в тот же день, когда стало известно о банкротстве СМУ-11, Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Смольного сообщил о намерении построить станцию метро в Янино, на территории Ленобласти, и обратился с запросом о выделении в областное правительство. При этом было сообщено, что Янино станет конечным пунктом новой Адмиралтейско-Охтинской линии из 12 станций, существующей пока только в воображении чиновников - нет даже ее проработанного проекта.
Вот такими сказками о метро и кормятся жители Санкт-Петербурга все семь лет губернаторства Георгия Полтавченко. Печальная реальность же, к сожалению, не имеет к этим сказкам никакого отношения.
Алексей НИКОЛАЕВ,
Николай ПЕЧЕРНИКОВ,
интернет-журнал «Интересант»
Фото из соцсетей