Исаакиевский собор можно передать церкви не за два года, а за два дня!
общество 11.01.17
Скоро это снова будет Храм Фото Интерпресс

Решение о возвращении Исаакиевского собора в лоно церкви - это, конечно же, событие года. Но есть опасение, что это решение будет замылено. Во всяком случае, именно в таком ключе действуют сейчас антицерковники во главе с депутатом Вишневским и так называемые «эксперты» во главе с директором ГМП «Исаакиевский собор» Николаем Буровым. Первые хотят идти в суд и добиться через него приостановки исполнения решения Смольного, вторые утверждают, что процесс передачи собора от города церкви «по объективным причинам» растянется аж до 2019 года.

 

Отсрочить любой ценой

Эту дату - 2019 год - со ссылкой на «экспертов» сегодня повторили все информационные агентства. И никто не задумался: а что там, собственно, два года передавать? Почему обозначен именно такой срок? Не с потолка ли он взят?

Буров, например, говоря о сроках, сослался на опыт передачи Сампсониевского собора. Она, по его словам, заняла полтора года. «Там был 141 музейный предмет, а в Исаакиевском соборе их - тысячи», - заявил Николай Витальевич в интервью РБК.

Но есть и другой опыт: возвращение Русской православной церкви Смольного собора заняло всего месяц. Ровно год назад, в январе 2016-го, собор окончательно перешел в ведение епархии. Может, всё зависит от подхода к делу, если один собор передается месяц, а другой, ничуть не больший по масштабам, - полтора года?!

Впрочем, как ни желал бы Николай Буров затормозить передачу Исаакия, ничего у него не получится. Годовой трудовой контракт, заключенный с ним правительством города, истекает 5 июня. Как и прогнозировал «Интересант» в статье «Буров задержится в Исаакиевском соборе на год», эпоха Бурова заканчивается. Тем более странными в связи с этим выглядят его рассуждения о сроках передачи собора.

Как утверждают специалисты в области госуправления, за разъяснениями к которым обратился «Интересант», процедура передачи городской собственности в ведение церкви не так сложна, как ее пытаются изобразить. Достаточно трех документов - согласования Министерства культуры, акта передачи музейных ценностей в сохранность (по списку) и акта их приемки церковью. Эти документы можно оформить за два дня (первый день - Минкульт, второй день - акты) - было бы желание. А можно растянуть их оформление на годы.

 

Стоит ли доверять интернет-петициям?

Реакция антицерковников на решение о возвращении Исаакиевского собора Русской православной церкви была предсказуемой. Они начали массированную информационную кампанию на своей привычной поляне - в соцсетях и «демократических» СМИ. Солируют, как обычно, «яблочники». На подпевках - отдельные представители «Справедливой России» и КПРФ.

Одним из методов, с помощью которых эти люди воздействуют на аудиторию, являются интернет-петиции. В частности, по словам антицерковников, уже к утру сегодняшнего дня петиция против передачи Исаакиевского собора набрала 100 тысяч подписей.

Руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталья Родоманова отказывается признавать подписи под этой интернет-петицией адекватным отражением общественного мнения, и вот почему.

«Данная петиция была открыта еще в 2015 году, когда тема Исаакиевского собора была в эпицентре общественного внимания, - пояснила Родоманова в интервью агентству Ridus. - Именно тогда она собрала около 80 тысяч голосов, затем они были «заморожены», а декабре 2016 года сбор подписей продолжился. Новые подписи были добавлены к тем, что были собраны прежде. В результате этот инструмент не может являться реальным показателем общественного мнения в настоящий момент».

Добавим от себя, что подписывают эту петицию не только петербуржцы, и даже не только жители России, - в списке подписантов полно иностранцев. Им-то какое дело до наших внутренних дискуссий? И это не говоря уже о том, что на каждого реально подписавшегося приходится по пять-десять ботов. В сухом остатке: даже если под петицией и есть 10-15 тысяч подписей петербуржцев, что это на пятимиллионный город? Антицерковная капля в православном море.

 

Называя вещи своими именами

В условиях информационной войны, начатой противниками передачи Исаакиевского собора, власть не должна давать слабину. Нельзя допустить даже намека на возможность пересмотра принятого решения. И надо обязательно называть вещи своими именами, как это сегодня сделал председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров.

Выступая перед журналистами, он заявил о всемерной поддержке решения о возвращении Исаакиевского собора Русской православной церкви. Макаров отметил, что передача собора - это не только пожелание сотен тысяч верующих петербуржцев, но и требование закона. Тех же, кто выступает против передачи, председатель ЗакСа назвал провокаторами. И пояснил свою мысль: «Любые призывы не выполнять закон - это провокация. Это делают поджигатели войны. Закон должен быть исполнен, и мы его исполним».

В том же ключе высказался и руководитель фракции «Единой России» в Законодательном собрании Александр Тетердинко.

«Исаакиевский собор - это не только памятник имперской архитектуры, культурное сооружение, это, в первую очередь, культовое сооружение. И эта функция должна выполняться. С этой точки зрения передача собора Русской православной церкви мне представляется абсолютно правильным шагом», - заявил он.

И также высказался об оппозиционерах-антицерковниках, критикующих решение о передаче собора: «Мне кажется, здесь больше политиканства, чем чего-то конструктивного. Люди пытаются на этом заработать себе очки, поднять на скандале свою известность, но за такой позицией ничего разумного, толкового не стоит. По-моему, люди, у которых есть в душе вера, протестовать против передачи Исаакиевского собора церкви не могут».

 

Вопрос о настоятеле

Русской православной церкви после получения Исаакия в свое ведение необходимо будет определиться с персоной настоятеля собора.

Гадать, кто в итоге взвалит на себя эту почетную, ответственную и в то же время невероятно тяжкую ношу, мы не возьмемся. Да и церковь наверняка еще не определилась с кандидатурой.

Понятно только, что это должен быть священнослужитель, пользующийся авторитетом не только в церковных, но и светских кругах. Потому что взаимодействовать настоятелю придется не только с Богом и верующими, но еще и с городскими и федеральными чиновниками (это в нынешних реалиях просто неизбежно).

Повторимся, нам неизвестно, какое решение примут иерархи церкви, - может, в Исаакиевский собор вообще будет прислан настоятель из Москвы, - но если говорить о петербургских священнослужителях, то, на наш взгляд, потенциальных кандидатов всего два - это настоятель Софийского собора в Царском селе отец Геннадий Зверев и настоятель Смольного собора, благочинный храмов в вузах Санкт-Петербурга отец Петр Мухин. Оба известны и в церкви, и в миру, и оба, кстати, были приглашены на торжественный прием в честь 70-летия патриарха Кирилла во время его декабрьского визита в Петербург. Как теперь понятно, именно в ходе этого визита и было определено будущее Исаакиевского собора.

 

Следом за Исаакием - Благовещенская церковь и Спас-на-Крови

Возвращение Исаакия - важнейшая веха в истории взаимоотношений Петербурга и Русской православной церкви. Но на этом история не заканчивается. Необходимо во исполнение закона вернуть религиозным организациям всё, что отняли у них большевики. 2017-й год - год столетия двух русских революций - самое правильное для этого время.

«Интересант» уже писал о многострадальной Благовещенской церкви, находящейся на территории Александро-Невской лавры, но ей не принадлежащей. Ничто не мешает принять решение о возвращении этого храма Русской православной церкви.

Ну а потом, быть может, придет время вернуть и красивейший Спас-на-Крови - дай Бог, чтобы так оно и случилось.

Алексей НИКОЛАЕВ,

интернет-журнал «Интересант»

 

читайте также

новости

все новости »»

диалоги

от первого лица