Известный стоянием на Невском проспекте с зашитым ртом и прибиванием гениталий к брусчатке Красной площади Петр Павленский уехал из России во Францию. Точнее, не уехал, а сбежал. Причиной стало проведение доследственной проверки по статье 132 УК РФ, предусматривающей ответственность за насильственные мужеложество, лесбиянство или другие насильственные действия сексуального характера. Павленский покинул страну вместе со своей соратницей и гражданской женой Оксаной Шалыгиной и двумя детьми. По его, заявление на него и Шалыгину написала актриса «Театра.doc» Анастасия Слонина сразу после того, как побывала в гостях у этой странной семейки. В случае подтверждения заявления пострадавшей, Павленскому и Шалыгиной может грозить до десяти лет лишения свободы.
Изображая жертву
Насильников Франция, как правило, выдает. Исключение - Роман Полански, но он всемирно известный режиссер и уроженец Парижа. У Павленского таких преференций нет. По части искусства ему предъявить нечего, кроме дырок на интимных местах, ну и гражданство у него отнюдь не французское.
Единственный шанс получить вид на жительство с видом на Эйфелеву башню - изобразить из себя жертву, гонимую по политическим соображениям. Но тут «художник» выглядит, как один наивный юноша, пришедший в День ВДВ к фонтану и развернувший радужное знамя. Пацан надеялся, что сейчас его обидят не по-детски, и он тут же, утирая кровь из разбитого носа, побежит в заокеанское консульство за грин-картой и весомым пособием на жизнь. По неизвестным причинам «звери»-десантники сочли, что лучше держаться от знаменосца подальше, и план рухнул.
Друзья, которые хуже врагов
План Павленского ждет такое же будущее. И виноваты в этом прежде всего те, кто выказывал солидарность с его акциями. Как можно выдавать себя за жертву режима, если при этом режиме Павленского привечали в самом славном до некоторых пор театре культурной столицы России - БДТ? Здесь и главреж, и театральные критики, и журналисты, и представители различных общественных объединений с удовольствием жали руку тому, кого называли по свойски «Петей», внимали Петиным речам и требовали говорить еще и еще.
Зашивание рта и прибивание гениталий к брусчатке трактовалось этими людьми как образец художественной выразительности и борьбы за свободу слова. Кстати, в БДТ во время данных публичных встреч свободно, час за часом и день за днем, рассуждали о том, что свободы слова «в этой стране» нет…
К тому же, о какой травле можно говорить, если Павленский с соратницей Шалыгиной участвовали в открытии одной из выставок не где-нибудь, а… в Русском музее! Там состоялся очередной художественный акт: Оксана достала книгу в подарок главной героине церемонии оттуда же, откуда доставали куриц участницы «Пусси райот».
Друзья и сподвижники оказали Павленскому еще одну медвежью услугу: они окончательно уверили человека с подвижной психикой, что он - талант и настоящий борец с тоталитаризмом, деяния которого - образец гражданственности. Теперь «художник» заявляет, что каждая осуществленная им акция «опровергала сильные, большие массивы пропаганды, а на пропаганду же затрачиваются большие материальные ресурсы государством».
Возвращение неминуемо?
Удивит же он французскую бюрократию, когда будет так отвечать на вопросы, алча вида на жительство! Какие «массивы пропаганды» сокрушил Павленский, стоя посреди Невского с зашитым ртом? Какие основы он поколебал поджогом покрышек? В чем состоял гражданский подвиг, когда он голым сидел посреди Красной площади? Почему «кровавый режим» постоянно выпускал такого опасного типа на волю? Ведь попробуй он поджечь двери штаб-квартиры ЦРУ, к примеру, - тут же, скорей всего, ему бы и пресекли пребывание в земной юдоли. Пара выстрелов из автоматов - и нет «художника».
Скорее всего, Павленского ждет участь лидера арт-группы «Война» Воротникова, прославившегося изображением детородного органа на Литейном мосту, и тоже, кстати, поддержанного аплодисментами определенных кругов. Господин, полагающий, что заслужил своим деянием красивую жизнь на Западе, свалил из «этой страны» несколько лет назад. Почему-то нигде в Европе ему не обрадовались. Наверное, там и от своих «шарли» голова болит. Сейчас лидер «Войны» отвоевался, и, помыкавшись, просится назад, в Россию.
Возможно, такое развитие событий ждет и Павленского. Если только раньше его не выдадут России как насильника.
Во всей этой истории искренне огорчают два аспекта. Во-первых, судьба двоих детей Павленского, которые растут, глядя на мамины и папины художества. Во-вторых, то, что вместе с перехваленным поджигателем не уедут подальше от Петербурга те, кто давал Пете трибуну и воздавал почести. Ведь пользуясь авторитетными званиями, они навязывали обществу подобную личность в качестве предмета для подражания - это тоже насильственные действия. Как минимум, над здравым смыслом.
Людмила АНДРЕЕВА,
интернет-журнал «Интересант»