Андрей Максимов:
общество 29.11.16
«Мы как обычно разговариваем с детьми? Два вопроса: «как дела в школе» и «ты поел?». Два ответа: «нормально» и «да». А надо говорить с ребенком о том, что ему интересно» Фото Интерпресс

Известный телеведущий Андрей Максимов по профессии - журналист, что не мешает ему заниматься режиссурой, писательством, преподаванием и массой других дел. В том числе психологией. Максимов даже придумал свою систему, которая призвана гармонизировать взаимоотношения человека с миром. Систему эту он назвал «психофилософия» и посвятил ей несколько книг. Всего же в творческом багаже Андрея Максимова около пятидесяти книг, самая свежая - «Дети как зеркало» - о воспитании детей. В ней Максимов делится своими соображениями по поводу состояния сегодняшнего образования и советами, как вырастить настоящего человека. В этом он разбирается не только как психолог, но и как отец троих детей.

 

Найти себя в десять лет

- Андрей, при таком количестве дел и разнообразных интересов как вы все успеваете?

- Да у меня масса свободного времени, и главная моя проблема - чем заняться завтра. И все потому, что я чрезвычайно свободный человек. И все стараюсь делать с удовольствием. Я и свои пятьдесят книг писал в удовольствие.

- Такое состояние, как лень, вам не знакомо?

- Лень - признак умного человека. Это нежелание делать то, что неинтересно. Будет интерес - лень сразу же пройдет.

- Но интерес сначала надо найти. В том числе и ребенку. Как понять, чем маленькому человеку надо заниматься? Как оторвать его от компьютера и планшета?

- Я понял, что хочу писать, в четыре года. И чтобы современные дети оторвались от планшетов, им надо найти свое призвание. Песталоцци говорил, что ребенок уже в 5 - 7 лет должен понимать свое призвание. Но Песталоцци все-таки жил на пару веков раньше, поэтому со скидкой на наше время - лет в десять. Но точно не в шестнадцать. В шестнадцать они уже будут поступать в институты и тут будет не до выбора призвания.

- Но до институтов надо еще как-то дотянуть. Пережить школу и прочие детские учреждения…

- В нашей стране две беды, и это не дураки и дороги. Это - медицина и образование. И если родитель хочет, чтобы его ребенок вырос умным, образованным и, наконец, счастливым, он должен понимать, что за это отвечает только он, родитель. Потому что у нас в стране нет образования и нет школы. В школе ребенок должен понять, что учиться - это интересно, и выбрать свое призвание. Наша школа на это не заточена. И когда родители отдают детей в школу, чтобы они получали знания, - они ошибаются. Дети в школе получают знания с первого по четвертый класс. С пятого по одиннадцатый они не учатся ничему. Если, конечно, это не ребенок, который точно знает, чем он хочет заниматься, ездит на олимпиады и так далее. Вот вы спросите у среднестатистического 15 - 16-летнего, например, про Гражданскую войну, кто с кем воевал и прочее, - вы узнает массу невероятного и фантастического.

 

Лучшее воспитание - разговоры и собственный пример

- Но если вы так хорошо все понимаете про школу, может, вам пойти туда поработать?..

- Я не учитель, да и нет такой школы, которая меня выдержит. Но я преподаю в институте и вижу, что делает школа с детьми на примере моих студентов. Но я не лезу в дела Министерства образования, не даю советов, как реформировать школу. В своих книгах я пытаюсь объяснить родителям, что в деле воспитания и образования ребенка все зависит только он них. Только разговоры и собственный пример могут дать положительный результат. Мы как обычно разговариваем с детьми? Два вопроса: «как дела в школе» и «ты поел?». Два ответа: «нормально» и «да». А надо говорить с ребенком о том, что ему интересно. Потому что в классе 30 разных детей и никто там не будет выяснять, что интересно каждому. А родители должны знать. И делиться тем, что происходит у них в жизни. Если мама не делится с ребенком, то и он, когда вырастет, не будет делиться с ней.

 

«Где есть любовь - там нет оценки»

- Но иногда взрослые и между собой-то не могут договориться…

- А надо. Мамам и папам, бабушка и дедушкам. Отправить ребенка в зоопарк с няней, сесть за круглый стол и найти общую точку зрения - как воспитывать, куда направлять. А не дергать ребенка каждый в свою сторону. Кстати, роль бабушек-дедушек тут тоже очень важна. Это же кусочек тепла, защитники ребенка.

- Но у взрослых столько своих проблем! Причем в семье, мне кажется, главная проблема - это скука, которая приходит с годами…

- Скука - это отсутствие смысла. И отсутствие любви. Конечно, надо искать какие-то общие интересы, заставлять себя что-то делать, а не совместно просматривать телевизор. Но иногда видишь какую-то пару и понимаешь: им надо не об общих интересах думать, а о том, как развестись так, чтобы ребенок как можно меньше пострадал. Скука - это очень серьезная проблема.

- А что насчет любви?

- Где есть любовь - там нет оценки. Но такая любовь бывает только к детям и к животным, когда любишь такого, какой есть. Над всеми другими видами любви надо работать.

Анна ВЕТЛИНСКАЯ,

интернет-журнал «Интересант»

 

читайте также

новости

все новости »»

диалоги

от первого лица