В Петербурге подошла к концу «стройка века» - сегодня состоится торжественная церемония открытия центрального участка Западного скоростного диаметра. Затраты на этот участок протяженностью всего 12 километров составили астрономическую сумму - около 120 миллиардов рублей. Однако теперь городской администрации придется еще раскошелиться и на его эксплуатацию. Возьмут эти деньги по традиции из кошельков горожан.
Что заплатил концессионер?
Первую платную дорогу в Петербурге строил частный инвестор - компания «Магистраль северной столицы». Еще в конце 2011 года Смольный подписал с ней соглашение о государственно-частном партнерстве на 30 лет. Согласно ему, 70 миллиардов рублей на центральный участок ЗСД привлекает концессионер, остальные деньги поступают из федерального бюджета. Что значит привлекает? 60 миллиардов рублей «Магистраль северной столицы» взяла в качестве кредитов и около 9 миллиардов рублей вложила собственных средств. Это и дало многим депутатам городского ЗакСа основания называть данное соглашение мошенническим.
- Там не было ни копейки частных инвестиций! - утверждает депутат ЗакСа Оксана Дмитриева. - А то, что выдается за частные инвестиции, это либо облигационные займы под гарантию города либо бюджетные средства, проведенные через АО до того, как они попали к подрядчику. ЗСД - грандиозная афера в масштабах города. Поэтому я давно призываю денонсировать это соглашение.
- Нам говорят, что концессионеры взяли заем на строительство, - говорит депутат ЗакСа Михаил Амосов. - А зачем нам такие партнеры, у которых нет своих денег? Мы заем сами могли привлечь, причем на гораздо более выгодных условиях.
Расторгнуть концессионное соглашение призывает также парламентарий Алексей Ковалев. Он называет этот проект «коррупциогенным» и утверждает, что платная дорога ни в 2020 году, ни позже не станет прибыльной.
Непосильное бремя
Власти Петербурга в 2016 году собираются выплатить компенсацию инвестору Западного скоростного диаметра (ЗСД) в размере 4,6 миллиарда рублей. Это называется компенсацией недополученного концессионером дохода. Ведь согласно подписанному договору, город доплачивает инвестору разницу, если его доход от эксплуатации платной дороги составит меньше 9,6 миллиарда рублей в год. Однако многие парламентарии отмечали, что первоначально планировалось начало работы ЗСД в 2016 году в полном объеме. Но открывается сквозной проезд по всей трассе только в начале декабря. То есть «недополученный доход» в первую очередь объясняется тем, что ЗСД сдается в строй с существенными задержками. А в договоре такая ситуация не прописана. Именно это и стало той существенной деталью, о которой уже давно кричат оппозиционные депутаты, предлагающие расторгнуть соглашение.
- Если денонсировать это соглашение и полностью взять расходы на содержание ЗСД на город и отменить плату за проезд - бюджет сэкономит более 4 миллиардов рублей! - утверждает депутат Оксана Дмитриева.
Депутат отмечает, что расходы на содержание 46 километров ЗСД на 2 миллиарда превышают сумму, которая потребовалась бы на капитальный ремонт и содержание всей дорожной сети города.
- Один километр содержания ЗСД стоит в 100 раз больше, чем любой другой километр дорожной сети в городе! - возмущается Дмитриева. - Считайте, что этот пресловутый частный инвестор берет 5 миллиардов из бюджета города, то есть из кармана горожан и кладет их в карман себе.
Платежи из городского бюджета в счет «недополученного дохода» предусмотрены вплоть до 2020 года. В этом году они уже тяжким грузом легли на бюджет Петербурга. Нет сомнений, что в последующие годы платить их будет все труднее и труднее… Это бремя долгов уже несут на себе все горожане: повышаются тарифы на ЖКХ, на проезд в городском транспорте, увеличивается плата за капремонт.
На «Ваське» ожидается транспортный коллапс
А что принесет городу ЗСД? Уже в ближайшее время жители Васильевского острова на себе ощутят все прелести этой «стройки века». Пока вводится в строй лишь единственный съезд с ЗСД на «Ваську», а это чревато транспортной катастрофой для района.
«Магистраль северной столицы» лишь приступила к разработке еще двух съездов с ЗСД. Один из них пройдет через Шкиперский проток. Однако открыт он будет не ранее 2020 года.
Кстати, несмотря на то, что ЗСД официально открывается сегодня, никто не знает, когда платная дорога заработает для автомобилистов. В компании «Магистраль северной столицы» хранят по этому поводу гробовое молчание. Произойти запуск трассы должен в субботу или воскресенье. А может позже? Тогда «недополученный доход» еще немножечко возрастет…
Олеся ГОРДЕЕВА,
интернет-журнал «Интересант»