Сергей Ачильдиев - о том, к чему может привести новое волевое повышение розничной цены на водку

мнения

В последние месяцы российским властям не дает покоя водка. Представители различных министерств и ведомств, а также депутатского корпуса ломают головы над тем, как бы за счет нее родимой одним махом повысить и бюджетные доходы, и народную трезвость. Но на самом деле рискуют понизить и то, и другое.

В ноябре прошлого года Минпромторг решил включить водительское удостоверение в перечень документов, на основании которых продавец может определять возраст покупателя алкогольной продукции. Но это мудрое правило не обрело юридическую силу сразу, оно начнет действовать только с 31 марта 2017 года. Почему с четырехмесячной задержкой, никто не объяснил: сия бюрократическая тайна велика есть.

В Минпромторге вспомнили про водительские удостоверения потому, что торговля жаловалась: почему в одном и том же магазине сигареты по водительским правам покупать можно, а пиво, вино и водку нельзя? И правда, почему? Да потому, что в свое время обмишулились - проще говоря, ошиблись. Но в министерстве, конечно, никто свою ошибку признавать не стал, просто приняли поправку, и всё. Как говорится, будьте и тому рады.

Эта вынужденная и весьма скромная либерализация торговли алкоголем не оставила в стороне Минэкономразвития. Министерство в середине минувшего декабря отважилось на мужественное предложение: а давайте снизим акцизы и минимальные розничные цены на спиртные напитки, чтобы тем самым хотя бы немного укоротить масштабы нелегального производства! Помощник главы министерства Елена Лашкина бесстрашно заявила тогда, что пересмотр акцизной политики, а также снятие избыточных и малоэффективных ограничений продажи спиртного остаются наиболее актуальными вопросами… Еще чуть раньше замминистра Олег Фомичев вообще выступил с инициативой в 2017 году снизить акцизы на алкоголь с 500 до 360 рублей за литр чистого спирта, а минимальную цену поллитра водки - со 190 до 136 рублей.

Эти идеи сразу же поддержали все магазинно-водочные короли большого и среднего розлива. Казалось бы, уж кому-кому, а им-то чем дороже, тем лучше. Но на самом деле это не так. Продавцы крепкого алкоголя - люди трезвые. Они знают: цены уже вплотную подступили к тому рубежу, за которым среднестатистический покупатель предпочитает переходить с магазинной продукции на левое зелье. Вспомните недавнюю трагедию с «Боярышником»: она грохнула в Иркутске, но в действительности пойлом из фуфыриков травились всюду, от Калининграда до Владивостока.

Но то, что знают в Минэкономразвития и в магазине, не хотят знать в Минфине. В финансовом министерстве отреагировали на инициативы коллег моментально: снижение акцизов и розничных цен на водку может привести к увеличению потребления алкоголя и росту смертности населения. Дескать, доступность алкоголя - прямой путь к алкоголизму. Но на самом деле финансистов, конечно, волнует не столько здоровье населения, за что они никаким боком не отвечают, сколько совсем другие материи: а если снижение акцизов и розничных цен приведет к снижению поступлений в бюджет?!

В первый же день после окончания недавних новогодних каникул, пока народ, который чиновники так любят обзывать населением, еще не успел очухаться, а зачастую и протрезветь, из Минфина прилетела новая весть: там полны решимости в июне нынешнего года повысить минимальную розничную цену на водку на 15 процентов, до 219 рублей за поллитровую бутылку.

Однако что-то пошло не так, и вот в начале февраля в том же Министерстве финансов сбавили рост водочного акциза до 8 процентов, а минимальную розничную цену - до 205 рублей за поллитра. Никаких внятных объяснений такой милости к подданным не последовало. Министр Антон Силуанов заявил только, что январская публикация документа была преждевременной, а названная в ней минимальная цена - предварительной. Когда решение вступит в силу, он тоже не сказал.

И все же сам принцип увеличения цены министерство попыталось объяснить. Виноваты, оказывается, рост тарифов на электроэнергию, повышение производственных затрат - аренда, зарплаты персонала, стоимость рекламных акций, налоги на землю, имущество и проч. Как говаривал в таких случаях Константин Сергеич: «Не верю!». Себестоимость производства водки - копеечная, и как бы ни росли затраты, они в сравнении с прибылью все равно мизерны. Не случайно российское государство еще со времен царя Гороха старалось забрать производство и торговлю водкой в свои руки. А когда отказывалось от этих денег, государственность рушилась - так случилось и после принятого в 1914-м «сухого закона», и после горбачевской антиалкогольной кампании второй половины 1980-х…

Совсем недавно Министерство финансов получило двойную мощную поддержку своим антиводочным планам на 2017 год. Во-первых - в Госдуме: депутат Владимир Сысоев подготовил проект закона, запрещающий распространять скидки на горячительные напитки. А, во-вторых, в Роспотрбнадзоре: глава этого ведомства Анна Попова заявила, что «скидочные акции должны рассматриваться как и любая другая рекламная кампания и должны быть запрещены», поскольку у нас запрещена реклама спиртных напитков.

…Так пополнится ли бюджет страны за счет дополнительных водочных денег или, наоборот, оскудеет, потому что народ наш, изощренный в изобретательстве, отыщет заветные альтернативы? Боюсь, именно так: отыщет альтернативы.

Да, по данным МВД, в прошлом году нелегального алкоголя в России стало меньше: в 2015-м полицейские изъяли из незаконного оборота 22 миллиона литров алкогольной продукции, а в 2016-м - 16 миллионов, хотя проверок провели больше. Но это речь лишь о контрафактном алкоголе, тогда как, по оценкам Вадима Дробиза, генерального директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, в России сохраняются прежние объемы теневого сегмента алкогольного рынка. Так, ежегодно россияне продолжают потреблять только самогона примерно 250 миллионов литров, то есть в 10 с лишним раз больше конфискуемого полицией контрафакта.

Думаю, как бы ни был громаден этот теневой самогонный рынок, перспективы у него при таких горе-борцах за трезвость еще больше.

Сергей АЧИЛЬДИЕВ,

публицист,

специально для интернет-журнала «Интересант»

 

статьи

Новости партнеров

Загрузка...