Законодательное собрание Санкт-Петербурга приняло в первом чтении поправки к закону о городском бюджете на 2017 год. Доходная и расходная части выросли на 4 миллиарда рублей. Народные избранники также одобрили решение Смольного об увеличении субсидии концессионеру Западного скоростного диаметра - ООО «Магистраль северной столицы», которые должны пойти на компенсацию затрат по эксплуатации ЗСД. Впрочем, c выделением дополнительных 600 миллионов рублей согласились не все - многие депутаты голосовали против и подвергли этот шаг городского правительства жесткой критике.
С учетом нынешнего увеличения субсидия концессионеру в этом году составит 5,2 миллиарда рублей. О том, что «Магистрали северной столицы» требуется «добавка» к тем 4,6 миллиардам, которые ей были выделены ранее, стало известно две недели назад на заседании городского правительства.
«В 2016 году эксплуатация Центрального участка ЗСД осуществлялась на безвозмездной основе, что и отразилось на размере субсидии, подлежащей выплате из бюджета Санкт-Петербурга», - заявил председатель Комитета по финансам Алексей Корабельников. И пояснил: при формировании бюджета платеж, причитающийся партнеру, рассчитывался исходя из планируемой выручки. Окончательные расчеты оказались иными. А они как раз производятся не позднее 31 марта 2017 года - так прописано в соглашении. Все исходные данные при этом предоставляет… сам партнер.
Оппозиционные фракции ЗакСа выступили с резкой критикой не только данного решения Смольного, но и остальных проектов ГЧП, которые вынашиваются в чиновничьих кабинетах. Депутаты много месяцев подряд пытаются получить текст соглашения по ЗСД, на основании которого идут выплаты концессионеру из бюджета города. И все - без толку. Соглашение отказываются высылать даже по депутатским запросам.
- Тезис о том, что все количественные характеристики и условия являются коммерческой тайной, не выдерживает никакой критики! - заявила «Интересанту» депутат ЗакСа Оксана Дмитриева («Партия роста»). - Потому что всё, что касается бюджета - любое расходование бюджетных средств либо любое выпадение доходов, - относится к публичным финансовым отношениям. И парламенту должна быть доложена вся информация на этот счет. Хотя тут есть и вина самих депутатов. Если они голосуют за бюджет, где нет обоснования траты более пяти миллиардов рублей, - они эту порочную практику санкционируют.
Самым ярым критиком ЗСД и других концессионных соглашений в ЗакСе является депутат Алексей Ковалев («Справедливая Россия»). Он заявил «Интересанту», что от «надежных людей» все-таки получил договор с ЗСД со всеми приложениями. Удалось это сделать якобы «агентурным путем».
- Эти документы говорят о том, что город будет выплачивать концессионеру в течение не менее 20 лет не менее 6 миллиардов ежегодно, - заявил Алексей Ковалев «Интересанту».- В указанную сумму входят недополученные доходы. Это превышает стандартный банковский процент раза в два! То есть так называемые партнеры обувают нас - примерно так же, как это делают с простыми гражданами микрофинансовые организации. То же самое будет и по скоростному трамваю на Ржевке. Норма рентабельности, заложенная в договоре, - 11 процентов. Конечно, она не будет достигнута. И компенсировать недополученные доходы будет городской бюджет. Я задаю вопрос Смольному: где вы в мире видели трамвай, который дает какую-то доходность? Это просто невозможно! И почему тогда в договоре прописана заведомо завышенная норма рентабельности?
Алексей Ковалев уверен, что не будет приносить доход и аэроэкспресс в «Пулково». Он будет убыточным, а убытки и в этом случае будут покрываться за счет города. Потому что обычные люди не захотят поехать за 500 рублей от Витебского вокзала (странная отправная точка) в аэропорт, когда есть возможность добраться до станции метро «Московская» и за 40 рублей приехать в «Пулково» на автобусе или маршрутке. Если бы аэроэкспресс протянули в Пушкинский район и довели чуть ли не до Тосно (а такие планы изначально были) и - в обратную сторону - до Московского вокзала,- тогда бы можно было собрать больше пассажиров и говорить о прибыли.
- Городу взять кредит в банке и реализовать проект самостоятельно гораздо выгоднее, чем идти на соглашение с каким-то частным партнером! - продолжает депутат Ковалев. - Так хотя бы можно точно знать, какой процент мы платим. Многие увидели, как в случае с ЗСД паразитам удалось присосаться к городскому бюджету и сосать из него кровь, и эти паразиты теперь готовы распространиться по всему телу. А дальше что? Теперь количество этих паразитов растет - и все потому, что чиновники Смольного дают возможность им плодиться!
Депутат не удивлен, что после реализации проекта ЗСД инвесторы стали выстраиваться в очередь у Смольного и один за другим предлагать свои концессионные проекты.
- Там ведь раздают деньги почти на халяву! - говорит Ковалев.
Поняв, что найти понимания у губернатора Георгия Полтавченко по поводу ЗСД не получается и не получится, депутаты-оппозиционеры собираются апеллировать к Счетной палате РФ. Может быть, столичные аудиторы заинтересуются странной финансовой ситуацией, возникшей вокруг этой магистрали?
Олеся ГОРДЕЕВА,
интернет-журнал «Интересант»