Год столетнего юбилея Октябрьской революции подходит к концу, и самое время обобщить его итоги. За это непростое дело и взялись в Центральном выставочном зале «Манеж», где сегодня открылась выставка «Петроград, 1917. Хроника событий», объединившая все аспекты жизни города и страны столетней давности. Жизни политической, культурной и бытовой. То есть если в других музеях экспозиции, посвященные событиям революции, раскрывали только какую-то одну тему, то в Манеже замахнулись сразу на всё.
Отречемся от старого мира?!
Выставка, над которой работали два года, получилась грандиозной. Создавал раскинувшуюся на двух этажах инсталляцию, представляющую собой целый город - Петроград 1917-го, знаменитый художник Борис Мессерер. Он отметил, что самое интересное в этой работе для него было вглядываться в лица живших тогда людей. Что думали они, те, кто когда-то изменил мир, и чем им ответили мы, получившие этот мир в наследство? Как считает Мессерер, они тоже вглядываются в нас. Такой вот, если можно так сказать, взаимный интерес, открывающий разные грани событий столетней давности и того, как они выглядят сегодня.
Правда, экспозиция несколько «выросла» из периода 1917-го и охватывает также и дореволюционный период. Почти весь первый этаж отдан костюмам (в их числе мундир царевича Алексея), предметам быта и даже оружию начала ХХ века. Здесь же афишные тумбы, на которых реклама фильмов и спектаклей. Интересно, что в кино начала прошлого века превалировали в основном «драмы». «И были разбиты все грезы», «Столичный яд» - одни названия чего стоят! К 1917-му году стилистика кинопродукции изменилась - и, например, выходит кинодрама «Отречемся от старого мира!», на афише которой уже не томные красавицы, а революционерка с красным бантом. К этому же времени относятся листовки-карикатуры: одна из них, на которой изображены ниженазванные лица, предвещает крах «Торгового дома Романов, Распутин, Сухомлинов, Мясоедов, Протопопов и К». На ней же подробно описан этот самый крах «палачей народа»: сначала «продажа оптом и в розницу», потом «чем больше тьма, тем ярче солнце» и в финале тот самый крах. Сразу чувствуется - пощады не будет.
Город на перепутье
Ну а на втором этаже Манежа уже подробно рассказывается о каждом месяце рокового года. Начиная с января 1917-го и заканчивая январем 1918-го. Причем каждому месяцу создатели выставки придумали свой «подзаголовок». И если на стенде, посвященном январю 1917-го - месяцу, когда город был «на перепутье», представлено больше свидетельств бытовой жизни города, то с каждым месяцем нарастает накал политической борьбы.
Так, 1 января 1917-го в газетах выходит информация, что «Его Величество Государь Император изволил принимать новогодние поздравления». Тут же журнал для домохозяек, анонсы театральных премьер. И заметки «на злобу дня» - массовый уход дворников, работать некому. Но если в январе дворники просто уходили с работы, то уже к середине года они уходили на митинги и демонстрации - о том, что город завяз в грязи, кричат июньские и июльские газеты. И все… грызут семечки. Об этой «тупой и опасной болезни», охватившей Петроград, пишет в своей статье Тэффи. В это же время нарастает дефицит продовольствия, образуются черные рынки, главный - в буфете гостиницы «Европейская». Буйным цветом цветет анархистское движение, а особняк Кшесинской превращается в солдатский клуб «Правда».
Ленин провалился?
Самое же главное открытие, которое можно сделать на выставке, - то, что Ленин был далеко не самым уважаемым организатором революционного переворота. И вряд ли кто-то еще в середине 1917 года мог подумать, что этот человек встанет во главе нового государства. Газеты тех месяцев пестрят статьями с заголовками вроде «Ленин провалился», в которых его называют «безнравственной посредственностью» по сравнению с Плехановым, Кропоткиным и другими «славными борцами за свободу». Статья заканчивается словами, что «Ленин провалился, но его сумбур небезопасен для малосознательных масс».
Чуть позже на первый план выходит Троцкий. Сталин, что характерно, не входит даже в «топ-10» вождей революции. И ничто не предвещало, что «плотный рыжий человечек с глазами, смотрящими в разные стороны, и лающим голосом», как было написано в одной статей, станет тем, кем он стал уже к октябрю 17-го, который на выставке назван «круговоротом новых потрясений».
Тем не менее случилось то, что случилось. На Октябрьское восстание народ вел уже Ильич. Но миф о главном вожде пролетариата выставка сильно пошатнула.
Возможность «вглядеться в лицо революции» вместе с создателями выставки имеет каждый посетивший экспозицию в Манеже. Причем надо не пожалеть на это времени - даже двухчасовой экскурсии будет мало, чтобы освоить всю информацию. И стоит поторопиться, потому что открыта выставка будет всего две недели - до 6 декабря.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»