Сегодня исполнилось 100 лет Большому драматическому театру - БДТ. Не имени Горького - как было в советское время, и не имени Товстоногова - как есть последние два с лишним десятилетия, а просто БДТ. Театру, основанному в голодном и холодном Петрограде Блоком и Горьким, первый спектакль которого - трагедию Шиллера «Дон Карлос» - пришли смотреть солдаты в шинелях и с винтовками.
За сто лет существования театра его стены увидят еще много разных зрителей, актеров, режиссеров. Будут взлеты и падения, и будет период, принесший театру такую славу, которую, наверное, не знал ни один театр страны, - в 1956-м главным режиссером БДТ стал Георгий Товстоногов, сотворивший чудо.
Сразу заявив, что он «несъедобен» и уволив несколько десятков случайных людей, к тому времени заполонивших БДТ, Товстоногов собрал вокруг себя единомышленников, и очень быстро «один из многих» городских театров превратился в легенду. Очереди за билетами в товстоноговский БДТ занимали с ночи, они приравнивались к дефициту и доставались по большому блату. Аншлаги были всегда и на всех спектаклях - даже практиковавшихся тогда утренних.
Труппа считалась сильнейшей в стране. Ну и диктат Товстоногова - Гоги, как называли его в театре, - был жесткий. По городу в те времена ходила поговорка «Нету бога, кроме Гога». И для актеров, с ним работавших, он действительно был богом - потому что рядом с Товстоноговым они и сами становились небожителями. Причем многие из этих актеров даже не снимались в кино, но тем не менее со всей страны люди специально приезжали, чтобы увидеть их на сцене. Перечислять их имена можно долго, но что не имя - то глыба, и сегодня это золотой фонд нашей культуры, как и спектакли Товстоногова.
И до сих пор на сцену БДТ выходят Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, Валерий Ивченко, Светлана Крючкова, Георгий Штиль, Геннадий Богачев - актеры товстоноговского «призыва». И до сих пор зрители специально приезжают в наш город, чтобы их увидеть.
Хотя после смерти Товстоногова в 1989 году театр переживал непростые времена - менялись худруки, в числе которых был и народный артист Кирилл Лавров, который был избран на этот пост тайным голосованием коллектива; уходили из жизни великие актеры, а вместе с ними и великие спектакли. И в какой-то момент показалось, что БДТ превращается в музей имени самого себя. Кроме былой славы, гордиться стало нечем.
Всё изменилось шесть лет назад, с приходом в театр нового художественного руководителя - Андрея Могучего, назначение которого не все приняли с восторгом - уж слишком далек был его творческий почерк от общепринятого классического. Но когда над Могучим сгустились тучи и его нахождение на посту худрука оказалось под вопросом, большая часть труппы встала на его сторону, отметив, что с его приходом театр ожил.
Надо сказать, что БДТ повезло - он находится в федеральном подчинении, и поэтому городская власть не может повлиять на выбор его художественного руководителя, иначе не видать бы нам сегодня Могучего у руля БДТ, как не видать уже Юрия Бутусова у руля Театра имени Ленсовета. Но это совсем другая история, неюбилейная.
С Могучим же БДТ не без проблем, но пережил длительный ремонт, сохранив при этом коллектив, и сегодня по технической оснащенности это один из лучших театров страны. Но главное - он успел воспитать своего зрителя, на премьеры БДТ сегодня, как и когда-то, не достать билетов.
Здесь ставят спектакли лучшие режиссеры страны, постановки театра - в числе лауреатов и номинантов престижных театральных премий. Отдельная тема - просветительская работа, которой активно занимается БДТ, особенно это касается молодежи - для нее и специальные программы, и специальные цены на билеты.
Конечно, кто-то может сказать, что БДТ сегодня - «уже не тот». Но было бы странно, если бы в театре все оставалось так, как было сто лет назад, когда он был основан. Или - шестьдесят, пятьдесят, сорок лет назад, в эпоху Товстоногова. Новое время диктует новые правила. Новый худрук не может ставить так же, как ставил Товстоногов, - он ставит «как Могучий», и это его право.
А еще его право сказать, что «театр должен работать на актера». Поэтому три предстоящие премьеры юбилейного года - спектакли, специально поставленные для Алисы Фрейндлих, Олега Басилашвили и Светланы Крючковой. И это будет современная драматургия. Корифеи готовы на эксперименты, а это значит, что сегодня в театре говорят на одном языке, без чего невозможны творческие победы.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»