В это сложно поверить, но Ольге Антоновой исполнилось восемьдесят лет. Такие даты уже обычно не скрывают даже женщины, вот и на афишах нового спектакля «Приюта комедианта» можно увидеть конкретные цифры, которые вызывают только уважение. Тем более что выглядит Антонова прекрасно, актерскую форму не растеряла и сложную трагикомическую роль жены Льва Толстого - Софьи Андреевны - играет с молодым задором. Но только играет, в самой героине этого задора уже давно не осталось. Быть женой гения - врагу не пожелаешь такой участи.
На собственном опыте
Кстати, пьесу для своего юбилея актриса выбирала сама, и неудивительно, что именно полудокументальная история, написанная драматургом Ольгой Погодиной-Кузьминой, привлекла ее внимание: Антонова сама выросла в писательской семье, ее отец - известный советский прозаик Сергей Антонов. По одной из его повестей, например, снят популярный советский фильм «Дело было в Пенькове». Отец, конечно, - не муж, но некоторые особенности творческих личностей актриса уловила еще в детстве. Поэтому, несомненно, работая над ролью, опиралась в том числе и на собственный опыт.
И в то же время роль Софьи Андреевны - на сопротивление. Потому что все героини Антоновой до этого были абсолютной противоположностью матери тринадцати детей, прожившей с Толстым 48 лет и практически положившей свою жизнь на алтарь служения семье. Амплуа «странной красавицы», манерной и кокетливой, казалось, приклеилось к Антоновой навсегда.
Но, как выяснилось, решительности актрисе не занимать, в чем можно было убедиться еще два года назад, когда она рассталась с Театром комедии, в котором прослужила пятьдесят лет. А расставшись с театром, так же решительно сменила и амплуа - в новом спектакле «Приюта комедианта» героиня Антоновой далека от привычного образа актрисы, хотя то, что она графиня, сомнений не вызывает.
Семья на грани
И графиня эта переживает непростой период в жизни: отношения в семье старого и больного Толстого, которого в спектакле действительно нет, а есть только разговоры о его капризах и требованиях, а сам он пребывает где-то «в своей комнате», находятся на грани. А семья эта немаленькая - 28 человек, вместе с детьми и внуками. И у всех свои претензии к гениальному отцу семейства.
Правда, режиссер Денис Хуснияров не стал выводить на сцену, оформленную художником Эмилем Капелюшем в любимых цветах Толстого - синем и коричневом, всех членов большой семьи - ограничились тремя детьми, секретарем, врачом и горничной Катей. Последняя, правда, кажется, тоже имеет отношение к детям - граф был ходок, и в его деревнях бегало много таких «Кать». Вот одну из них Софья Андреевна и берет в дом, где Катя (Юлия Захаркина) становится вроде бы и горничной, но в то же время обучается грамоте, языкам и музыке. Отвратительное положение, лучше бы и не учили.
Но не лучше положение и у тех трех законных детей, что присутствуют в спектакле. Лев (Николай Иванов) жаждет наследства и готов уже кинуться на не желающую продавать право на издание книг Толстого мать с кулаками. Лев (Артем Цыпин) грустит и философствует, вспоминая, что именно отец научил его убивать на охоте. Александра (Мария Зимина) занимается бумагами Толстого, безответно влюблена и никак не выходит замуж. Что очень огорчает Софью Андреевну, которая старается пристроить дочь любыми способами. Тут даже кандидатура немолодого доктора (Андрей Шимко в этой роли, как всегда, виртуозен даже в эпизодах) рассматривается. И у всех свои претензии друг к другу, но в первую очередь к Льву Николаевичу. С этими претензиями и монологами герои выходят на авансцену и выхваченные из темноты ярким прожектором говорят о наболевшем.
В финале - многоточие
Но главная претензия у нее, у жены и матери, которая вспоминает, как сидела у постели больного ребенка, а муж и стакана воды не принес. Как воспитывала и защищала, вела хозяйство и по многу раз переписывала рукописи. Да и сейчас записывает каждое слово и действие Толстого на модное новшество - фонограф. А в результате вокруг лишь пустота и непонимание.
Антонова играет эту трагедию одиночества очень по-разному, демонстрируя те стороны своего таланта, о которых театралы до недавнего времени не знали. Ее Софья Андреевна то прекраснодушна, то вдруг превращается в мегеру и кричит дочери: «Ненавижу!» То сидит с отсутствующим видом и смотрит в пустоту, то изображает наивность, то радушие, а то ударяется в романтические воспоминания, пытаясь уверить, в первую очередь себя, что все было не так и плохо в ее семейной жизни.
«Надо с ним поговорить, он же добрый, он все понимает», - убеждает она собравшихся всех вместе домочадцев, и тут как обухом по голове - Толстой ушел из дома. Да его давно и не было в доме, который держался только усилиями этой уставшей женщины.
И хотя в финале все собираются вместе - как для семейной фотографии, ощущения хеппи-энда нет. Сумев осчастливить человечество, гений не сумел сделать счастливыми своих родных и близких. Такое вот разочарование для поклонников творчества автора «Войны и мира» и «Анны Карениной». Семья которого, как ни странно, была несчастлива - так же, как семьи и многих обычных людей.
Закономерно? Вполне. Только вот что делать Софье Андреевне, в конце жизни понявшей тщетность своих усилий? И вообще нужны ли такие жертвы? У создателей спектакля однозначных ответов на эти вопросы нет. Как нет их в жизни, где каждый сам выбирает свой путь.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»