Потрепанный старичок с нечистыми, словно обсосанными, волосами и обвисшими усами, смеется над полученным посланием, а потом начинает задыхаться и, обмочившись, падает навзничь, застывая в предсмертной позе. Прямо в луже мочи. Старичок - Сталин, а вышеописанная сцена является эпизодом британо-французского фильма «Смерть Сталина». Также в «самой забавной комедии 2017 года», как назвали ее западные критики, обреченно суетятся простые советские граждане, обслуга кремлевской дачи и ближайшие соратники генералиссимуса - каждому из них, по версии режиссера Армандо Ианнуччи, может быть в любую минуту адресован выстрел в голову.
О фильме можно судить по трейлеру, который появился в Сети совсем недавно - 21 января, всего за четыре дня до намеченной премьеры, - случай беспрецедентный. И нетрудно догадаться, почему прокатчики тянули. Это кино - не просто ужас, это - катастрофа.
«Кто против меня - поставлю раком», - злобно обещает соратникам по партии Хрущев.
«Землеройка очкастая!» - дурашливо кричат другие члены ЦК вслед Маленкову.
«Ты бы видел свою рожу! - говорит Жуков Хрущеву. - Я Берлин взял. Как-нибудь разберусь с жердяем в пенсне».
При этих словах маршал Победы зачем-то начинает целовать будущего первого секретаря ЦК взасос.
И всё это - под Гимн Советского Союза.
«Матильда» на фоне данного кинодерьма - просто детская шалость.
Российский зритель должен был увидеть Сталина лежащим в желтой луже 25 января. На этот день была запланирована премьера фильма. Не увидит. Сегодня днем Минкульт отозвал прокатное удостоверение этого похабного фильма. Причина - фильм нарушает требования российского законодательства. Кулуарно прозвучали даже слова о возможном наличии признаков экстремизма. Это тоже беспрецедентно - никогда ранее за двое суток до премьеры никакой фильм не отзывали из проката. Тем более - с такими формулировками.
Но удивляет другое - как вообще этой картине было выдано прокатное удостоверение?!
Еще в декабре эксперты Минкульта по настоятельной просьбе представителей КПРФ, увидевших в фильме глумление над советской историей, отсмотрели творение шотландского сатирика с итальянским происхождением и не нашли в нем ничего предосудительного. Но когда на минувшей неделе прокат «Смерти Сталина» обрел конкретную дату, буря возмущения разыгралась с новой силой. Возмутились депутаты, общественники, российские режиссеры.
Общую точку зрения сформулировала Елена Драпеко. «Большей гадости я никогда не видела, то есть вообще никогда, - сказала она. - Это абсолютный пасквиль, провокация с целью убедить нас, что и страна у нас ужасная, и народ, и правители наши дураки».
А глава Общественного совета при Минкульте писатель Юрий Поляков прямо заявил, что лента является «злобной с идеологической точки зрения», оскорбляет гражданские и национальные чувства россиян и имеет признаки «идеологической борьбы с нашей страной».
По мнению члена того же совета Павла Пожигайло, в фильме оскверняются исторические символы - Гимн СССР, советские ордена и медали, а «маршал Георгий Жуков изображен придурком».
Еще утром противники допуска «Смерти Сталина» на большой экран не надеялись на победу и просили хотя бы перенести начала проката на лето с тем, чтобы карикатура на отечественную историю не омрачила февральский 75-летний юбилей Сталинградской битвы. Также они говорили о крайней неуместности показа ленты во время президентской кампании. Она, по их мнению, может не просто взбудоражить - взорвать общество.
Но после срочно организованного просмотра с участием Владимира Мединского и всего руководства министерства было принято решение вообще отозвать у фильма прокатное удостоверение.
Разумеется, «демократические» СМИ тут же встали на защиту Ианнуччи. Никто не вправе заниматься цензурой - верещат они. По их мнению, над смертью Сталина можно и нужно смеяться. У нас же свобода творчества! Но почему в таком случае до сих пор нет искрометных, вызывающих гомерический хохот, кинокомедий об убийстве президента Кеннеди? Это же так смешно! Или вот об убийстве Немцова почему бы не снять комедию? Всем известно: покойник был еще тот ловелас. Такой лихой сюжет можно было бы закрутить!
Но нет таких комедий. Потому что любому нормальному человеку ясно: убийство Кеннеди, убийство Немцова - темы печальные, трагические, не комедийные. Но кое-кто считает, что когда речь идет о Сталине, о Советском Союзе, позволительно абсолютно всё.
Причем дело даже не столько в ублюдочном изображении Жукова, Маленкова, Хрущева и других советских руководителей. И не в глумлении над тенью Сталина, хотя это одна из величайших исторических фигур и поэтому к ней априори надо испытывать уважение. Дело в том, что в фильме, который должен был в этот четверг выйти в широкий прокат, карикатурно изображен советский, русский народ.
И еще - полностью искажена историческая реальность. Причем это не вариации на тему, это сознательная замена реальных фактов вымышленными. Вредительство, выражаясь терминологией сталинских времен.
В картине выведен образ знаменитой советской пианистки Марии Юдиной (ее играет Ольга Куриленко). Юдина якобы пишет злобное письмо Сталину, вкладывая его в конверт со свежезаписанной пластинкой понравившегося «тирану» концерта. И при чтении этого письма Сталин сначала хохочет, а потом падает навзничь.
На самом деле в показанное в ленте время Юдина не была такой модной и элегантной дамой свежего возраста. История с ночной записью повторного исполнения Юдиной двадцать третьего концерта Моцарта - специально для Сталина - реальна. Но она имела место не в 1953-м, а в 1943-м году, как раз накануне Сталинградской битвы.
Вождь был восхищен исполнительским мастерством Юдиной. Пианистке была присуждена Сталинская премия, от которой она отказалась. А лично от Сталина Юдина получила баснословные по тем временам 20 тысяч рублей. Глубоко верующий человек, аскет, она пожертвовала сталинский подарок на реставрацию церкви, прихожанкой которой была. А вождю написала, что молится за прощение его грехов. Как видим - никаких эффектных штучек, никакого комического противостояния, никаких вызывающих смех гэгов с передачей пластинки сталинским курьерам, показанных в фильме.
Понятно, что с такими установками создателей «Смерть Сталина» можно рассматривать только как фарс. Но, может, все-таки нет никакой идеологической подоплеки? Может, всё заточено только на получение прибыли - ничего личного, только бизнес?
Несмотря на то, что западная пресса с восторгом отрекомендовала в своих материалах «Смерть Сталина», победной поступью по земному шару картина не прошла. Немногочисленные фестивали не первого ранга, прокат в Великобритании, Финляндии, Ирландии, Греции, Литве, на Украине. Прямо скажем - невеликие кинорынки. Особенно в последней стране, где принято удавиться за карбованец и знакомиться с кинопремьерами в виде пиратских копий. Даже числящаяся производителем Франция не торопится пускать «Смерть Сталина» на национальный экран. И в самом деле - ну кому «там» эта история может быть интересной? Какому европейскому обывателю известно имя, скажем, Берии? Даже в мировом трейлере картины действующие политики подписаны не фамилиями, как в российском варианте, а кличками-характеристиками.
Вот и складывается впечатление, что всю эту гадость снимали исключительно для российского зрителя. Зачем? Чтобы тот осознал, в какой «ужасной» стране живет. И сделал правильные, угодные Западу, выводы.
То, что российскому зрителю доступны голливудские и европейские киноновинки, часто даже день в день, - это хорошо. Но почему-то всё чаще в нашу страну везут для проката не достойные ленты, а такие как «Смерть Сталина». Скажем, мы так и не увидели на большом экране биографический фильм «Тёрнер», четырежды номинированный на «Оскар». Зато из-за попытки переноса проката соплежуйского фильма про медведя Паддингтона, который может понравиться разве что недалеким крашеным блондинкам и заодно напугать их потомство (медведь там больше похож на суслика, у него неживые глаза; многим детишкам он потом снится в кошмарах), устроили на днях форменную истерику.
Кстати, прокатчиком «Приключений Паддингтона-2», как и «Смерти Сталина», является она и та же структура - компания «Вольга». Этот прокатчик в разные годы «осчастливил» российских зрителей такими шедеврами, как фильмы ужасов «Демон внутри», «Последнее изгнание дьявола», «Реальные упыри», гей-комедии «Женись на мне, чувак» и «Я люблю тебя, Филлип Моррис». А еще - лентой «Эйзенштейн в Гуанахуато», в которой великий режиссер также выводится лицом нетрадиционной ориентации.
Ну а теперь самое интересное. В соответствии с открытыми данными из ЕГРЮЛ, одно из юридических лиц, имеющих отношение к прокатчику, - ООО «Вольга» - с 2014 года находится в залоге у британского банка. Владельцем 95-процентой доли другого юрлица - ООО «Вольгафильм» - является американская компания. Может быть, поэтому у прокатчика такая «репертуарная политика»?
Константин КАЮКОВ,
Виктор ИВАНЦОВ,
интернет-журнал «Интересант»