Это воскресенье проходит в Петербурге и во всей России под знаком юбилея блистательного Мариуса Петипа. Академия русского балета им. Вагановой ровно в полдень открыла мемориальную доску на фасаде здания на улице Зодчего Росси, в котором прошли блестящие десятилетия творческой деятельности главного балетмейстера петербургских театров. «Здесь с 1847 по 1905 год служил во славу русского балета Мариус Иванович Петипа», - гласит надпись на ней. А в Мариинском театре в память о мастере готовят роскошный гала-концерт. «Интересант» отыскал в архивной периодике малоизвестные факты из жизни великого петербуржца.
Законодатель мод русской хореографии
4 июля 1910 года. В имперской столице - летнее культурное затишье. Основные театры закрыли сезон. Артисты балета и оперы либо разъехались на гастроли, либо коротали погожие деньки в курортных пригородах, изредка выходя на подмостки дачных театров. Впрочем, в Петербурге все равно есть, куда пойти: вечером в Народном доме дают «Фра-Дьяоло» с дебютной ролью корифея императорской сцены Николая Фигнера, а на следующий день можно будет послушать «Евгения Онегина». Балетов нет, балет - только осенью.
Из текущих новостей культуры: в случае успеха в Большом театре оперы «Дон Кихот» с Шаляпиным, она пойдет в новом сезоне и в Мариинском, площадь между Мариинкой и консерваторией в непродолжительном времени будет украшена сквером вокруг памятника Глинки, а Академия художеств окончательно установила процентную норму для поступающих евреев в архитектурном и живописном отделах - 3 процента и 2 процента соответственно. Словом, рутина.
Но все же утренние газеты известили жителей Санкт-Петербурга, что судьба приготовила им на ближайшие дни из ряда вон выходящую новость - весьма печальную. «1 июля в Гурзуфе в кругу семьи умер Мариус Петипа - человек, доживший до счастливой, спокойной старости, окруженный почетом и славою. Но артист и балетмейстер русского балета Мариус Иванович Петипа не умер и не умрет: он был и останется навсегда альфой и омегой русской балетной сцены. Тело скончавшегося в Гурзуфе солиста Его Величества будет привезено для погребения в Петербург».
Сын покойного Виктор Петипа сообщил газетчикам, что «хронический бронхит, которым отец страдал всю жизнь, перешел в воспаление легких, и 1 июля в 11 часов утра его не стало». Петипа ушел без страданий: двое суток перед смертью он находился без сознания.
«Он был настоящий arbiter elegantiarum (законодатель мод - ред.) русской хореографии», - писали в статьях на смерть Петипа в июле 1910 года.
На похороны не пришел только директор
Похороны прошли 8 июля. «В 10 часов утра поезд с останками покойного прибыл на Николаевский вокзал», - сообщало издание «Обозрение театров». После траурной литии гроб был поставлен на колесницу и доставлен на Волково лютеранское кладбище. Присутствовал весь цвет балетного Петербурга. В последний путь Мариуса Петипа проводили директор Санкт-Петербургской консерватории, композитор Александр Глазунов, директор Императорского театрального общества и заодно один из самых богатых российских «тузов», глава Русского общества пароходства и торговли Анатолий Молчанов, артисты балета Матильда Кшесинская и Павел Гердт, а также множество других танцовщиков, режиссеров и почитателей таланта Петипа. В полдень гроб с его телом был опущен в фамильный склеп, где уже покоились отец, брат и дочь усопшего. Всё было кончено.
Но остался вопрос, терзавший умы широкой публики. Почему пренебрег церемонией всесильный директор Императорских театров Владимир Теляковский? Посвященные в тайны театрального закулисья знали горькую истину. Петипа не только по состоянию здоровья удалился из столицы в крымскую провинцию. Возглавивший в 1901 году Дирекцию Императорских театров Теляковский, вдохновляемый собственными идеями новаторства, вступил в резкую конфронтацию с «устаревшим» балетмейстером и его эстетикой. Петипа стал не единственной жертвой борьбы старого и нового: не вынося атмосферу, установленную на императорских сценах Теляковским, на вольные хлеба ушли тот же Фигнер, Шаляпин, Комиссаржевская. В сотрудничестве Теляковскому отказали Сергей Рахманинов, Анна Павлова и Вацлав Нижинский. А Петипа не помогло даже благоволение Николая II: самодурство городского уровня оказалось могущественней центральной власти.
Но в Петербурге так бывает не всегда, а только накануне системного кризиса городской власти. Разумные градоначальники и их приближенные талантами не разбрасываются. Петипа и остался-то в России только потому, что был восхищен теплым приемом и тем, как власти отнеслись к неизвестному французу, сумев разглядеть и поддержать его дарование.
Бурная юность
Уроженец Марселя, Мариус Петипа постиг основы балета в Брюсселе - в классе своего отца, танцовщика Жана-Антуана Петипа. Бельгийская революция разрушает столичную театральную жизнь. Многочисленной семье Петипа, где все либо музыканты, либо танцовщики, приходится давать спектакли в соседнем Антверпене. Но и здесь все шло к упадку. Сборы были мизерные, и кто знает, чем бы пришлось Петипа зарабатывать себе на жизнь в дальнейшем, если бы не случай.
Семейное балетное дело спасла неожиданная встреча игравшего на улице вместе с сестрой маленького Мариуса и великого трагика Тальма, который был крестным Люсьена Петипа, старшего брата будущего российского хореографа. Узнав о грозящей семейству нищете, добрый крестный тут же купил в лавке традиционный для той поры десерт Les quatre mendiants («Четверо нищих»), состоящий из инжира, изюма, миндаля и других орехов, и велел Мариусу немедленно отнести его отцу. В лакомстве благодетель спрятал золотые луидоры. Петипа поправили дела и продолжили свою балетную антрепризу.
В шестнадцать лет Мариус получает свой первый ангажемент в качестве танцора и хореографа в Нантском балете и, танцуя на неудобной сцене, получает перелом голени. Дирекция оказалась оплачивать лечение и реабилитационный период. И тогда юноша продолжает работать, ставя балетные движения для танцовщиц… на руках. Так ковался талант будущего великого хореографа.
Расставшись с неблагодарными нантскими дельцами от искусства, Мариус вместе в отцом уезжает в Нью-Йорк. Но лишь затем, чтобы попасть в лапы антрепренера-афериста, который вовсе не заплатил им никаких денег. С трудом вернувшись во Францию, Петипа продолжает танцевать в Париже, Бордо, а после в Испании. Где и приобретает известность с привкусом скандала.
Выступления в Мадриде и Андалусии давали весьма средние сборы. Помог, как всегда, случай. Мариус был влюблен в дочь одной знатной испанки. Как-то ночью он пересекся под балконом своей пассии с другим ловеласом, который приударял за самой матерью. Недоразумения было не избежать: мнимые соперники спутали возлюбленных, последовала дуэль, на которой Петипа раздробил сопернику челюсть. Пикантные вести разнеслись по округе, и в мгновение ока испанцы раскупили все оставшиеся билеты.
«Да хранит Господь вторую отчизну мою…»
В 1847 году Петипа получил приглашение приехать в Россию на крайне выгодных условиях - ставка первого танцовщика с жалованьем 10 000 франков и полбенефиса (выступление, весь сбор от которого Петипа разделил на двоих с другим артистом).
И здесь Мариус Петипа увидел всё различие между западной расчетливостью и широтой русской души. Процитируем «Обозрение театров» еще раз.
«Северная столица встретила француза радушно, и восторгам Петипа нет границ. Были летние каникулы и ему дали авансом 200 руб. «Получать четыре месяца жалованье, ничего не делая, и сразу получить авансом двести рублей - какой контраст с нантской дирекцией, отказавшейся уплатить мне за то, что я на службе сломал себе ногу», - говорил он».
Свой аванс Петипа отработал сполна. Оставшиеся 63 года жизни он посвятил России и русскому балету. Вплоть до 1862 года, до 44 лет, он блистает как танцовщик на сцене Большого театра Санкт-Петербурга. В нем в качестве хореографа он осуществил 40 постановок. Потом - 12 балетов в московском Большом театре. И 37 - в Мариинском театре. И это не считая многочисленных танцев в операх и балетов на других площадках. Какое название из классической балетной афиши не возьми - в той или иной степени можно обнаружить присутствие этого великого имени.
Будучи уже в преклонном возрасте, Мариус Иванович оставался вполне работоспособным. Но не случилось - на «сцене» возник Теляковский.
«Да хранит Господь вторую отчизну мою, которую я полюбил всем сердцем, всей душой», - этими словами попрощался с русским искусством Петипа, вынужденно оставляя профессиональную деятельность. И нам остается только присоединиться к мнению балетных критиков более, чем вековой давности: «Сказать, что Мариус Иванович создал русский балет и русскую образцовую балетную школу - далеко не будет преувеличением».
Евгений ХАКНАЗАРОВ,
интернет-журнал «Интересант»