Пока в Смольном обсуждали, когда ставить в городе новогодние елки - в ноябре или, может, уже в сентябре, - и сколько на это выделить бюджетных - то есть народных - денег, в Музее истории Санкт-Петербурга открылась выставка, рассказывающая о том, как украшалась северная столица в советские времена. Так как главным праздником тех лет были годовщины Октябрьской революции, то вопрос с елками так остро, как сегодня, не стоял. Зато 7 Ноября отмечали с размахом - именно убранству города в ноябрьские праздники с 1918 до 1987 года, когда последний раз на официальном уровне широко отмечали очередной юбилей революции, и посвящена выставка под сухим названием «Праздничное оформление Петрограда - Ленинграда в дни празднования годовщин Великой Октябрьской революции».
Френч, «бравший» Зимний
Хотя саму выставку сухой и скучной не назовешь. Уже на подходах к Инженерному дому Петропавловской крепости, где она расположилась, можно окунуться в советские праздничные реалии, в основном выраженные в красном цвете. Устроители выставки вообще подошли к ее созданию с фантазией, не ограничившись фотографиями и плакатами.
Так что в экспозиции можно увидеть и автомобиль, который в 1967 году был частью праздничного автопоезда, проехавшего через весь город в честь 50-летия революции, и одежду советских граждан, в которой они выходили на демонстрации. Причем одежда историческая. И если после просмотра фильма «Троцкий» кто-то сомневался, что один из вождей революции ходил с ног до головы в коже, как герой комикса, то представленный на выставке кожаный френч, который, как уверили ее организаторы, «участвовал» во взятии Зимнего, эти сомнения должен развеять. И даже один из красных бантов, которым украшали одежду, - настоящий, «революционный».
Красный календарь
Надо сказать, что к празднику революции в годы советской власти относились трепетно - готовились в течение всего года. И, что характерно, успевали подготовиться. А вот праздновали всего несколько дней, и уж точно не начинали украшать флагами и транспарантами город за три месяца, как сегодня украшают к новогодним праздникам. И даже светомузыкальные шоу, которые нынче преподносятся как нечто выдающееся, устраивали. Конечно, в меру тогдашних технических возможностей, но тем не менее уже в том же 1967-м на площади у Финляндского вокзала была показана «грандиозная киноцветомузыкальная композиция», посвященная событиям октября 1917-го.
А отмечать этот праздник начали буквально с первого года его существования. Уже в 1918-м большевики придумали «красный календарь», в котором главными были, естественно, революционные праздники. На выставке представлены и фотографии праздничного города, и эскизы проектов, которые создавали ведущие отечественные художники - например, Кустодиев и Петров-Водкин. «Громадье планов» и восхищает, и пугает одновременно. Потому что в те годы архитектурные памятники мало что значили, и подогнать под революционный стандарт какой-нибудь дворец ничего не стоило.
Больше всего, конечно, доставалось Дворцовой площади, которая в первые революционные годы не только сменила название - на площадь Урицкого, но и в праздники преображалась до неузнаваемости. Главным объектом приложения фантазии революционных «дизайнеров» здесь стал Александрийский столп. Его и зашивали фанерными листами красного цвета, на которые лепили плакаты и лозунги, и «украшали» гроздьями воздушных шаров. Просто жуткое зрелище представлено на снимке 1933 года - верхушка столпа облеплена воздушными шарами, как какой-то опухолью. А внизу радостные граждане пытаются прицепить еще связки шаров. Впрочем, и сегодня мало что изменилось - историческое место эксплуатируют почем зря, здесь устраиваются бессмысленные мероприятия, которые вполне можно было бы провести в другом месте.
«Одноразовые» памятники
Казанский собор тоже стал одним из любимых праздничных объектов: весь в стягах, а справа и слева огромные портреты Сталина и Ленина - таким собор был в ноябре 1932-го. В том же 1932-м постамент памятника Николаю I на Исаакиевской площади стал сценой для карнавального представления. В общем, сегодня устраивают кинокарнавал вокруг фигуры Николая II, а тогда просто карнавал вокруг его родственника.
Но это и понятно. Памятник царю не мог вызывать уважения у большевиков. У них в те годы появлялись свои памятники - причем в огромных количествах. Но как появлялись, так и исчезали. По причине низкого качества - делались первые революционные памятники из гипса и быстро приходили в негодность. Некоторые вообще стояли год-два и потом демонтировались.
Так, на выставке можно увидеть фотографии памятника Чернышевскому, который был установлен в 1918-м в Александровском саду, а демонтирован уже в 1920-м, памятник Софье Перовской, который в 1918-м поставили у Московского вокзала, а в 1919-м ликвидировали, и еще с десяток подобных произведений искусства, в основном увековечивавших деятелей революции, многих из которых сегодня уже никто не помнит. Может быть, исходя из уроков прошлого, в наши дни в городе решили вообще не ставить новых памятников - кто знает, как повернется история и не придется ли сносить то, на что потрачены опять же бюджетные миллионы.
В общем, выставка вызывает не только ностальгические и иронические размышления, но и ассоциации с днем сегодняшним. И не всегда эти ассоциации в пользу современности. Все-таки, как ни крути, у большевиков все их поступки основывались на какой-то идее, чего не скажешь о тех, кто пытается организовывать праздники в наши дни.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»