До очередной церемонии вручения «Оскара» - ровно полгода. Но авторитетные источники, близкие к «Комиссии по выдвижению российского фильма на соискание премии Американской киноакадемии» (таково официальное наименование российского оскаровского комитета), уже выдали инсайдерскую информацию: от нашей страны в Лос-Анджелес отправится картина 28-летнего режиссера Кантемира Балагова «Дылда». Видимость конкуренции фильму ради приличия составят ленты «Война Анны» Алексея Федорченко и «Коридор бессмертия» Федора Попова.
Если так оно и случится, это будет не просто частный позор нашего кинематографического сообщества, а позор на всю страну, потому что «Дылда» - омерзительный фильм, в котором жители послевоенного Ленинграда - города, не сдавшегося врагу, представлены как маргиналы и нравственные уроды, - отправится на оскаровский показ накануне 75-летия Победы. И тут даже не об идеологии речь, а скорее об уважении к нашим предкам, которые эту Победу добывали, и о самоуважении, конечно.
Прокат картины в российских кинотеатрах обернулся провалом: люди массово уходили из залов, выражали негодование в соцсетях. Фильм, начинающийся со смерти маленького ребенка, повествует историю о двух как бы фронтовичках. Действие происходит в 1946 году. И все «важные» для того времени темы затронуты: лесбиянство, проституция, суррогатное материнство, эвтаназия - одна из героинь, работая в госпитале, по заданию главврача приканчивает тяжелораненых бойцов. Финал предсказуем: главврач под угрозой шантажа осеменит Дылду, чтобы она родила нового ребенка для своей подруги.
Понятно, что этот бред сивой кобылы ни один нормальный человек до конца не досмотрит, но реклама - а «Дылду» перед премьерой усиленно продвигали - сделала свое дело: билеты на сеансы в общей сложности купили 90 тысяч зрителей. Сколько из них хлопнули дверью кинозала - статистика не уточняет. Подозреваем, что - большинство.
Но всё это, видимо, ничего не значит для российского оскаровского комитета. Потому что русофобия (насчет того, что фильм Балагова - именно русофобский, вряд ли могут быть два мнения) отлично продается за рубежом.
А вот «Дылдиных» конкурентов - не продать. Ну кому на Западе нужен пронзительный и в хорошем смысле слова патриотический фильм «Коридор бессмертия» - о подвиге ленинградцев, водивших поезда с продовольствием и оборудованием в блокадный город? Изначально ясно, что в российском оскаровском забеге эта картина - явный свадебный генерал. Или «Война Анны» - история девочки, выжившей под носом у немецких оккупантов, надолго застревающая в голове у зрителя. Картина получила премии «Ника», «Золотой орел» и «Белый слон». Но где в ней феминизм, ЛГБТ и прочий изврат? Не подходит! То ли дело «Дылда»…
На фестивале в Каннах фильм Кантемира Балагова был встречен на ура, взял приз критиков ФИПРЕССИ и получил награду за режиссуру в программе «Особый взгляд». А вот «Квир-Пальмовую ветвь за освещение темы ЛГБТ в кино» ему не дали, хотя в число номинантов лента была включена. Видать, недотянул режиссер с «Дылдой» - надо было больше «розового» в фильм добавить.
Кантемир Балагов - режиссер молодой, он в профессии - всего два года. До этого жил в Нальчике, работал скромным бухгалтером. Первый фильм Балагова «Теснота» - о драме еврейской семьи, проживающей на Северном Кавказе в девяностые годы - тоже завоевал приз в Каннах, но только один. Юноша и стоящий за ним продюсер Александр Ефимович Роднянский сделали единственно правильный вывод: нужно больше чернухи.
Роднянский по этим делам - спец. Три чернушных фильма Андрея Звягинцева - «Елена», «Левиафан» и «Нелюбовь» - его продюсерская работа. Фактически с подачи Роднянского Балагов заступил на место вышедшего в тираж Звягинцева, некогда восторженно принятого на Западе за крайне отрицательное изображение России на большом экране. Что характерно, все смысловые акценты он расставляет примерно так же, как и Звягинцев. Нелюбовь, одним словом.
Это - вольно или невольно - отмечают те, кто посмотрел «Дылду». Вот лишь несколько цитат: «Автор не любит своего зрителя; скука смертная». «Актрисы целуются премиально - слюна модно тянется от одной девицы к другой». «Подавляющее большинство персонажей носит следы если не физического, то явного морального уродства». «К просмотру не рекомендую, так как фильм больше заберет, нежели что-то даст».
Насчет последнего утверждения можно поспорить. «Дылда» действительно много заберет - это если говорить о зрителях и о тех, кто с уважением относится к истории своей страны, которую сейчас стремятся переписать все, кому не лень. Но кок-кому она и даст - в частности, своим создателям, которые могут получить если не «Оскар» в юбилейную годовщину Победы, то уж точно различные преференции, которые помогут им занять теплое место на идеологической кинополяне под сенью Голливуда.
Константин КАЮКОВ,
Виктор ИВАНЦОВ,
интернет-журнал «Интересант»