Одним из наиболее резонансных событий второго дня работы Санкт-Петербургского международного культурного форума стал круглый стол «Балет и кинематограф». Речь на нем, естественно, зашла о «Матильде». Но как ни старались некоторые спикеры, пиара картины не получилось: скандальное творение Учителя в очередной раз назвали «фальшью».
На фоне шумихи последних месяцев и страстей по «Матильде» эта дискуссия была обречена на повышенное внимание и участников форума, и прессы. Модератор круглого стола Николай Цискаридзе и режиссер Алексей Учитель сразу попытались задать вектор «обсуждения»: «Мы не будем говорить о странных действиях по отношению к картине». После чего начался «час восхвалений» провалившегося в прокате фильма.
Сначала Алексей Ефимович рассказал об истоках своей любви к кинематографическому изображению балета и привел в качестве примера собственную работу в качестве оператора над документальным фильмом о балерине Ирине Колпаковой. Рассказ о творческом достижении звучал так: «Ирина Александровна меня ни в какую не пускала в гримерку, куда я порывался с юношеским запалом. Мы спрятались в засаде, проделав дырку. В ходе съемки лопнула лампочка, и всё посыпалось на нее (на балерину - Ред.). Нас с треском выгнали. Мы этически поступили отвратительно. Но она посмотрела и заплакала - было не менее важно почувствовать ее такой».
После того как были расставлены точки над «i» по поводу этики, аудитории был предъявлен ролик из «Матильды». Для наглядной презентации своего проекта Алексей Учитель выбрал два эпизода - и оба наиболее скандальных. Первый - когда герой Евгения Миронова, говоря об императорском театре, выдает ставшую знаменитой реплику: «У нас же не публичный дом? - Мы лучше. Публичный дом не получает казенные субсидии». Вторым фрагментом оказалась «сцена с сиськой», когда киношная Кшесинская танцует перед императорской фамилией с обнаженной грудью, а у цесаревича Николая при виде такого зрелища похотливо отваливается челюсть. «Ну… да», - протянул Учитель, реагируя на весьма вялые аплодисменты.
На выручку режиссеру поспешил Цискаридзе, заверив публику, что такие случаи на его памяти происходили дважды. После чего прославленный танцовщик и ректор Вагановской академии с извинениями откланялся и поспешил в Мариинский театр на встречу деятелей культуры с Владимиром Путиным. В отсутствие Николая Максимовича Алексею Ефимовичу не удалось сохранить комплиментарный характер обсуждения картины.
«Судя по тому, что вы показали, - фальшь… Грудь хорошая. Но дело в этой реакции наследника - ах! Ну, когда это было? Пропадает всякое желание это смотреть»
Особенно резко высказался знаменитый танцовщик, народный артист СССР Владимир Васильев: «Я думал, мы будем выслушивать разные мнения. Хочу, чтобы мне объяснили, в чем состоит смысл нашей встречи. Я вижу огромное количество любопытных глаз, ждущих каких-то откровений, чего-то, что они не знали… Документальные кадры ничем не перебить - в них есть правда. Были случаи с лопнувшей лямкой - и еще будут. Вопрос, как их подать? То, что я сейчас увидел… мне трудно говорить… Судя по тому, что вы показали, - фальшь… Грудь хорошая. Но дело в этой реакции наследника - ах! Ну, когда это было? Пропадает всякое желание это смотреть».
С точки зрения Васильева, нам еще предстоит встретиться с профанацией как балетного искусства, так и кинематографа. Его опасения вызвал грядущий фильм, посвященный Рудольфу Нурееву, который « иногда был негодяй, хам, жадный человек» - ведь главное в личности балетной иконы вовсе не это. «О чем фильм? О том, что у него мания одна - кого бы трахнуть? Нужно дать что-нибудь смачное, чтобы всё раздолбать и распять? Это хорошо?» - поставил вопрос ребром Васильев. Про грядущую премьеру в Большом театре балета Кирилла Серебреникова «Нуреев», о которой напомнил пытавшийся тщетно защититься Учитель, Владимир Васильев высказался кратко: «Очередная глупость». И собравшиеся поддержали его аплодисментами.
Остается добавить, что разгоревшаяся дискуссия, видимо, оказалась неприятным сюрпризом для Алексея Учителя. По крайней мере, он предпочел не участвовать в еще одном круглом столе на тему «Кино и революция: 100 лет спустя», где также должны были говорить о «Матильде».
А зря - на этом круглом столе зашла речь об уголовном деле упомянутого Серебреникова. Учителю наверняка было бы интересно послушать. Модератор дискуссии - киновед и главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин - провел смелые аналогии:
«Мы отмечаем столетие революций. Но это и 80-летие большого террора. Этот юбилей до сих пор не осмыслен. Мне видится уродливый символизм в том, что сейчас начался процесс над «Седьмой студией» и Кириллом Серебрениковым. Мне представляется, что это трагическое событие. Сегодняшнее законодательство в области культуры несовершенно, оно позволяет арестовать практически любого. Из всех выбран именно Кирилл и его товарищи, которые придерживаются оппозиционных взглядов. Сегодня главный страдающий от этого процесса - не столько Кирилл, но сама культура».
Одновременно, правда, Долин признал, что расследование является прерогативой правоохранительных органов, и «люди культуры не должны высказывать здесь свою компетентность», но понятно, что «демократическая» тусовка никак не может не «высказываться». И использует для этого любую возможность.
Евгений ХАКНАЗАРОВ,
интернет-журнал «Интересант»