Отметивший 100-летие Октября сериалом «Демон революции», в котором откопанный из недр истории революционер Парвус с лицом Федора Бондарчука бился за пальму первенства с Лениным с лицом Евгения Миронова, канал «Россия» переключился на «мирную жизнь». И пока на других каналах продолжали «отмечать», выдал почти точную копию американского сериала «Доктор Хаус», где даже название не претерпело сильных изменений: был Хаус - стал Рихтер. Был Хью Лори - стал Алексей Серебряков.
Хамство вместо иронии
И в принципе ожидать чего-то выдающегося от «Доктора Рихтера» было сложно - копия она и есть копия. Но уж на такое массовое неприятие, какое вызвал новый сериальный продукт, канал «Россия» точно не рассчитывал. Хотя отечественный зритель медицинскую тему любит, на том же канале сериал «Склифосовский» прошел довольно успешно. Но еще, как выяснилось, наш зритель любит собственно доктора Хауса. Такого, каким его сыграл Лори: циничного, ироничного, несчастного и одновременно самодовольного гения медицины. Вот со всеми этими качествами у Рихтера - Серебрякова и случился прокол.
Тут сразу вспоминается монолог Жванецкого «Трудности кино». О том, что на экране «хамство и грубость в Сибири как раз получаются ничего, а образование в Петербурге не идет пока». И хотя действие «Доктора Рихтера» разворачивается не в Сибири и не в Петербурге, но это как раз тот случай: вместо сарказма и иронии - хамство и грубость. Видимо, режиссеры сериала Андрей Прошкин и Илья Казанков имели очень негативный опыт общения с нашей медициной. Но еще более негативный опыт, судя по всему, был у исполнителя главной роли Алексея Серебрякова, который, как радостно сообщали анонсы, сам писал реплики своего героя и даже покупал для него футболки.
Учитывая, что у большого актера Серебрякова, супервостребованного в России, вообще негативное мнение о кормящей его стране (он неоднократно говорил в интервью, что даже увез отсюда семью, чтобы она не сталкивалась с теми самыми «грубостью и хамством», а встречала только доброжелательные канадские улыбки), было сложно рассчитывать, что он как-то особенно тепло отнесется к нашей медицине. Поэтому, наверное, всё так и получилось: Рихтер - Серебряков хоть вроде бы и борется за человеческие жизни, но делает это с такой ненавистью к окружающим, что, честно говоря, попасть к такому врачу не хотелось бы. Невзирая на все его профессиональные успехи.
«Попутали» жанры
Нет, конечно, всё это есть и в нашей жизни - грубость, хамство и злоба, а уж в медицине - вообще на каждом шагу. Но тогда надо было снимать не иронический сериал, а драму. Вот снял Хлебников драму «Аритмия», где все пороки современной медицины «в полный рост», - и снискал заслуженный успех. Потому что придерживался, и талантливо, жанровых рамок.
Так что главная ошибка создателей сериала в том, что они «попутали» жанры. Вот сняли бы какого-нибудь медицинского «Левиафана» - и всё было бы в порядке. И Серебряков с перекошенным от раздражения и ненависти лицом на месте, и борьба с несовершенством нашей жизни вообще и медицины в частности - там же. А так раздражались только зрители. И звезды, задействованные даже в незначительных ролях, ситуацию не спасли (забавно, что одного из пациентов Рихтера сыграл Михаил Пореченков, пару лет назад пытавшийся изобразить, только в мелодраматическом ключе, еще одного клона Хауса - доктора Тырсу, и так же неудачно, как и Серебряков).
Вывод отсюда один: пожалуй, не стоит пытаться копировать то, что другие уже сделали - и хорошо, а надо создавать свой, оригинальный телепродукт. Может, тогда уже не мы будем покупать идеи за рубежом, а «заграница» к нам потянется.
Ликбез для страны
Хотя с оригинальным продуктом пока не всё просто. Вот, например, канал НТВ решил тоже нарушить жанровые рамки, но уже свои собственные - криминальные, и обратился к классике - трилогии Алексея Толстого «Хождение по мукам». Да и столетие революции надо было как-то отметить. И вот когда все каналы уже переключились на подготовку к Новому году, на НТВ вышел сериал, снятый мэтром отечественного кинематографа Константином Худяковым.
До этого существовало две версии произведения «красного графа» - пятидесятых годов и семидесятых. И все они вызывали жаркие споры. Особенно досталось фильму Василия Ордынского, снятому в 1977-м. Его сравнивали с первой картиной - Григория Рошаля, и сравнение было не в пользу фильма Ордынского. А уж игравших там главные роли актрис вообще просто растоптали. Сегодня им бы дали государственные премии.
Хотя за прошедшие со времени выхода фильма Ордынского сорок лет всё сильно изменилось, и что-то с чем-то сравнивать в контексте романа Толстого просто некому. «Хождение по мукам» в школе не проходят, просто так не читают - потому что вообще ничего не читают, а старое кино интересует только профессионалов - образование «не идет» нынче не только на экране, но и в жизни. Поэтому в этом плане создателям нового сериала опасаться было нечего. Они открывали отечественным зрителям практически неизвестные страницы.
И многое получилось. По крайней мере правила жанра были соблюдены - историческая драма таковой и стала. Можно по-разному относиться к тому, как интерпретировали создатели сериала произведение Толстого, но на этот случай есть волшебные слова «по мотивам». Так вот, сериал снят «по мотивам», а значит, всякие вольности с сюжетными линиями могут быть. Они и были, в основном - в пределах разумного. Правда, попытки дописать вместо Толстого судьбу героев выходят за эти пределы, но опять же сериальный жанр обязывает. Но в целом некий ликбез для страны был проведен - глядишь, кто-то заинтересуется и прочитает роман, где некоторые исторические акценты расставлены совсем по-другому. Ну а то, что интеллигентные героини, жившие в начале ХХ века со всеми его условностями, слишком экзальтированно выражают свои эмоции и говорят с набитым ртом, так если и раньше «аристократизм не шел», откуда ему в наши дни-то взяться?
Шедевра у НТВ, может, и не получилось, но по крайней мере попытка создать телепродукт отечественного производства, без оглядки на западные образцы и на основе русской классики, уже заслуживает уважения. Может, и создателям медицинских сериалов надо двигаться в том же направлении - у нас же есть доктор Чехов, доктор Булгаков. Тогда и актерам не надо будет реплики дописывать…
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»