Московский кинофестиваль в этом году открывал новый фильм Сергея Соловьева «Ке-ды» (именно так, через дефис пишется простое, как «Асса», слово, а почему через дефис - чуть позже). Скоро «Ке-ды» поедут на фестиваль «Окно в Европу» в Выборг, до этого побывали в Петербурге. В общем, «Ке-ды» начали свою прокатную жизнь. Вместе с фильмом начал свою жизнь герой всех соловьевских фильмов - романтичный юноша без определенных занятий, чей образ проходит почти через все картины мастера - от «Ста дней после детства» и «Ассы» до «Нежного возраста» и «Черной розы - эмблемы печали».
И атмосферно, и ни о чем
Можно сказать, что такой задумчивый молодой человек - альтер эго самого Соловьева. Вернее, юного Соловьева. Наверное, поэтому фильм полон отсылок к кино 60-х, когда режиссер был так же молод, скорее всего, задумчив и любил отечественное кино. Он и сам говорил, что хочет снять что-то близкое к ранним картинам Данелия - вроде «Я шагаю по Москве». Такой атмосферный фильм «ни о чем». Получился и атмосферный, и ни о чем. К тому же еще и черно-белый, с редкими вкраплениями цвета. Классикой, правда, как «Я шагаю по Москве», он не станет, да и до социальных обобщений «Ассы» не дотягивает, но некая местами забавная, местами грустная картинка сложилась. Во многом благодаря литературной основе - рассказу Андрея Геласимова «Paradise Found», который Соловьев, конечно, подогнал под свой авторский стиль.
Фильм о птичках
Так миру явился представитель молодого поколения наших дней. В «Ке-дах» он носит прозвище Джаггер (Николай Суслов), потому что похож, и собирается в армию. Но у него есть мечта. Нет, не пообщаться с окружающими при помощи «коммуникейшн тьюб», как это пытался сделать герой «Ассы» Мальчик Бананан, а гораздо более прозаичная - купить кеды. Но прозаична эта мечта только на первый взгляд. На самом деле Джаггер хочет купить кеды и отдать их кому-то, можно по одному - отсюда и дефис, - чтобы в армии у него был стимул вернуться. К кедам ли, к людям ли - главное, чтобы было чего ждать.
В процессе развития истории, если можно назвать развитием вялые попытки избежать встречи с военкоматом, те, с кем захочется поделиться кедами, находятся. Странный друг, собирающий в квартире всякий хлам, среди которого афиши любимого фильма режиссера Соловьева «Летят журавли». Хранящий дома плакаты товарищ не в курсе, что это за картина, и говорит, что это «фильм о птичках». Второй претенденткой на кед становится педикюрша Амира, у которой с Джаггером случаются чувства. Но тоже какие-то вялые. Зато Амира рассказывает, как читала в детстве книгу «Дети капитана Гранта», но не дочитала - страницы были вырваны. И она так до сих пор и не знает, нашли дети отца или нет. Да и не рвется узнать - любит незавершенность. А еще у нее есть сын-аутист, которого она сдает в устрашающего вида детский дом. Тут звучат две основные фразы из уст в общем-то немногословного героя. Главная шутка: «Ты что, его в десять лет родила?» - «Нет, нормально, в пятнадцать». И главная, демонстрирующая его моральный облик: «Я бы такого парня никогда в детдом не отдал».
Между прочим о серьезном
Зато рассказ о недочитанной книжке - повод показать отрывки из еще одного любимого фильма режиссера Соловьева - «Дети капитана Гранта». «Летят журавли» будут ближе к финалу - когда Амира прибежит провожать Джаггера в армию с кедом в руках. Тут уж одна из культовых сцен нашего кинематографа, когда героиня Татьяны Самойловой ищет среди уходящих на войну героя Алексей Баталова, будет показана почти полностью. Прерываясь только на кадры мечущейся в толпе Амиры с кедом. Напряжение нарастает, когда показывают кадры с умирающим героем Баталова. Неужели Соловьев убьет этого несуразного мальчика Джаггера? Но нет. Джаггер жив и стреляет из танка под шутливые титры вроде «Джаггер стреляет по Джаггеру». Потом он читает эсэмэску: Амира пишет, что все неплохо, она купила синюю ленту к своей шляпе и - забрала сына из детдома. Последнее - между прочим.
Это поколение, по Соловьеву, вообще мало значения придает словам. И мало думает о последствиях. В финальных кадрах Амира уводит сына из детдома, а за забором остается его друг, такой же беспросветно больной ребенок, с которым ее сын долго прощается, а тот все смотрит ему вслед и не уходит. И конечно, испорченный сериалами зритель так и ждет, что вот сейчас Амира вернется и заберет и того. А там, глядишь, Джаггер из армии придет и заживут они счастливо. Но тогда это был бы не режиссер Соловьев, который все-таки не склонен к далеким от правды жизни хеппи-эндам. Режиссер Михаил Калатозов убил героя Баталова, режиссер Соловьев не дал шансов больному ребенку вырваться из детдомовской тюрьмы. Но кадр со стоящим за забором мальчиком вполне может со временем стать таким же знаковым в отечественном кино, как кадр с умирающим героем Баталова. Ну и незавершенность опять же присутствует.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»