Всего несколько дней - до 26 февраля - в KGallery можно увидеть знаменитый «Концерт» Павла Челищева, только-только проданный на аукционе Christie’s. Уникальная возможность первыми в России увидеть это полотно выпала петербуржцам не случайно: выставка одной картины предваряет еще более масштабное событие - ретроспективу работ Челищева, которая намечена на март будущего года. Пока же нам представилась редкая возможность лучше узнать настоящего основоположника сюрреализма.
Павел Челищев - одна из самых противоречивых фигур отечественного искусства. Будучи русским по происхождению, художник позиционировал себя в качестве гражданина мира. Родился в Калужской губернии - умер на итальянской вилле, пользовался благосклонностью таких великих женщин, как Гертруда Стайн и Эдит Ситуэлл, но - что являлось почти неизбежностью в кругу экстравагантных «артистов» - был исключительно гомосексуальным. Считался утонченным и счастливым человеком - но можно ли назвать судьбу, наполненную порочными страстями, по-настоящему счастливой?
Бесспорно одно: Челищев по праву может считаться одним из первопроходцев в области сюрреализма. Великий Дали утвердился в качестве гуру этого направления во многом после общения с писателем Рене Кревелем, который какое-то время был спутником Челищева и активно пропагандировал идеи и художественный метод «этого странного русского».
Так или иначе, Павел Челищев не мог не стать благодатной «подпиткой» для окружавших его мастеров искусств. Ведь и его собственная творческая натура выковалась под влиянием столь различных факторов, что аккумулировала в себе кардинально противоположные подходы к творению. Великий Коровин не взялся обучать Павла живописи: «Он уже художник!» Гонимый революционной волной, юный Челищев успевает-таки пройти свои университеты в Киеве. Он трудится в иконописной мастерской при Киево-Печерской лавре (именно оттуда родом всё настоящее в его дальнейшем творчестве). Также Челищев становится учеником Александры Экстер - гранд-дамы изящных искусств, в равной степени близкой как к ар деко, так и к кубизму. «Между ангелом и бесом» - это про него, про Челищева.
А дальше начались мытарства по Европам. В константинопольско-софийском периоде творчества еще отчетливо улавливаются мотивы, усвоенные художником во время работы в Лавре. А дальше наступило время Берлина, Парижа и сотрудничества с великим и ужасным Сергеем Дягилевым, который немало потакает порочным наклонностям Челищева: художник в эти годы меняет любовников, как перчатки.
Не менее бурна в эти годы и творческая деятельность Челищева, который, создавая более-менее традиционные портреты своих знакомых, постепенно наполняет картины внутренним подтекстом и символизмом. Результатом таких исканий становятся картины-«обманки», наполненные оптическими эффектами и иллюзиями. А еще позднее художник являет на свет так называемые «анатомические головы»: здесь стремление изобразить внутренний план «буквализируется» вплоть до изображения анатомического устройства человеческих органов.
В середине тридцатых годов Челищев, насколько это возможно для его круга, остепенился: у него появляется постоянный партнер, американский писатель-гомосексуалист Чарльз Форд. Они уезжают в Нью-Йорк, где и счастливо переживают Вторую мировую войну. Именно в Америке к Челищеву приходит мировая слава, а сам художник испытывает подлинную свободу: он рисует, что и как хочет - от уже упомянутых выше художественных иллюзий до этикеток к вину и журнальных обложек. В начале 50-х, удрученный поверхностным интересом публики к своему творчеству, а также охваченный ревностью к славе Дали, которому достались лавры отца сюрреализма, Челищев переезжает в Италию, где умирает от инфаркта в 1957 году.
Выставленная в KGallery картина «Концерт» является одной из работ, которые художник посвятил теме цирка. Это полотно стало хитом на декабрьских торгах Christie’s, «подвинув» по цене работы вечного соперника - Дали. Покупатель, имя которого не разглашается, заплатил за «Концерт» 1 миллион 735 тысяч долларов, причем первоначальный эстимейт картины составлял 250 тысяч долларов. Без сомнения, экспонирование такого свежего приобретения стало одним из главных событий нынешнего петербургского сезона.
Константин КАЮКОВ,
специально для интернет-журнала «Интересант»