Больше века существует на Литейном проспекте театр - 110 лет. Как говорится, этот театр «еще Ленина видел». И не только Ленина. А также Кустодиева, Бакста, Тэффи, Мейерхольда и Шостаковича. Можно назвать еще с десяток имен классиков прошлого, выдающиеся современники тоже не обошли театр стороной. В общем, всё как положено в большом театре культурной столицы. Есть только одно но - театр этот, расположенный в самом центре Петербурга, относится к Ленинградской области. Уже давно и уже, кажется, бесповоротно.
В принципе, в этом нет ничего плохого. Для области, которую театр обеспечивает культурной программой, - уж точно. А вот то, что на Литейном, по соседству с домом Ахматовой, существует областной театр - это абсурд. Как абсурд и то, что несколько лет назад бывший губернатор Петербурга даже называл сроки, в которые театр перейдет в ведение города, а потом об этом как бы забыл. Действительно, еще один городской театр - это лишние траты для бюджета. А бюджет - не резиновый. Лучше, вероятно, построить еще один стадион, чем взять на баланс театр.
Поэтому слушать на юбилейном вечере речь председателя Петербургского отделения СТД Сергея Паршина, который говорил о питерском духе театра, было странно. Может, Паршин что-то подзабыл? Потому что дух, может, и питерский - а прописка областная. И хотя искусство не имеет границ, в данном случае они есть.
Так же как странно было видеть в зале радостные лица руководителей петербургского Комитета по культуре. С другой стороны, что им не радоваться, на юбилей пригласили - а ответственности и затрат никаких.
И ответственность, и затраты сейчас на властях Ленобласти. Что, конечно, смешно. Вот и вышедший на сцену театра в юбилейный вечер «господин областной губернатор» сообщил, что регион дарит театру… новый автобус. Чтобы бороздить областные просторы. Представители петербургского Комитета по культуре после этого сообщения стали еще радостнее и, наверное, облегченно вздохнули: теперь уж точно на их «баланс» в ближайшее время театр не перейдет.
Может, это даже и хорошо. Вот, например, находящийся прямо напротив Театра «На Литейном» молодой коллектив с говорящим названием «Городской театр», просуществовав три года, недавно объявил, что закрывается. По финансовым причинам. Может быть, он тоже нужен какой-нибудь области? А то, что придется колесить по ДК и клубам и каждый раз подстраиваться под новую сцену, это не слишком большая цена за возможность заниматься творчеством.
Но всё это, конечно, рассуждения не для праздника, который в Театре «На Литейном» прошел с огоньком - весело и непринужденно. Это редкий случай, потому что обычно все театральные юбилеи и вручения премий - мероприятия ужасно скучные и глупые, и свидетельствует он об одном: в театре существует команда единомышленников под руководством режиссера Сергея Морозова, которая и в будни, и в праздники готова быть вместе.
Кстати, тем же представителям петербургского отделения СТД и Комитета по культуре, глядя в этот вечер на сцену, неплохо было бы сравнить происходящее на ней с тем, как проходят все последние церемонии вручения главной городской театральной премии «Золотой софит» - это просто слезы, насколько все бездарно и вымученно.
В Театре же «На Литейном» на юбилейном вечере ярко и неформально рассказали обо всем и обо всех, буквально поименно. Начиная с графа Шереметева, на месте конного манежа которого появился в 1909-м театр, что в какой-то мере символично, ведь Шереметев был внуком крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой. И заканчивая последними достижениями театра. В числе которых есть - и тот же «Золотой софит», и «Золотая маска».
А еще есть и его новый символ: своеобразный привет коням Шереметева и коням областных конюшен - крылатый пегас. От его имени и шел рассказ об истории театра, сопровождаемый фрагментами лучших спектаклей и песнями под «живой» симфонический оркестр «Таврический», между прочим - тоже областной, в исполнении актеров - труппа Театра «На Литейном» одна из самых поющих в городе, вернее - в области.
А в финале вместе со всем коллективом на сцену вышел самый настоящий пегас - белый конь с крыльями. Было и торжественно, и по-домашнему одновременно. И 110 лет казались уже не какой-то страшной датой, а временем, когда все только начинается. Для Театра «На Литейном» по крайней мере нынешний юбилей - это явно не закат, а скорее рассвет.
Анна ТАРАСОВА,
интернет-журнал «Интересант»