«Мечта об Италии» - так называется выставка, открывшаяся на этой неделе в Малом Эрмитаже, на которой представлены четыреста экспонатов из несуществующей ныне коллекции Джованни Пьетро Кампаны маркиза ди Кавелли, которую в мире знают как Музеум маркиза Кампаны. Эти четыреста произведений искусства - всего лишь небольшая часть собрания, насчитывавшего около 12 тысяч экспонатов. И чуть ли не каждый из них - шедевр, доставшийся маркизу дорогой ценой - в буквальном смысле слова: страсть к коллекционированию довела его до криминала. История собрания получилась не слишком позитивной, по крайней мере для маркиза, но какой-то очень современной.
Мода на коллекционирование произведений искусства среди аристократов в XIX веке была повальной. Вот и предки маркиза оставили ему в наследство небольшую коллекцию, за преумножение которой он взялся с огромным энтузиазмом. И у него были на это возможности - в 22 лет Кампана стал ассистентом в банке, а уже через два года - директором ссудной кассы Ватикана, чего-то вроде ломбарда, за счет которого он и выкупал произведения искусства.
Но все было бы слишком просто, если бы маркиз брал деньги из кассы и на них пополнял коллекцию. Но нет, он был настоящим фанатиком коллекционирования, занимавшимся активными археологическими изысканиями. От деда ему достались и земли, где он проводил раскопки. А в Италии - где ни копни, там какой-нибудь артефакт из земли и выглянет. Вот Кампана и «накопал» массу античных предметов. И даже такие раритеты, как древнеримские терракотовые рельефы, которые использовались для украшения здания и интерьеров - маркиз первым стал собирать их и систематизировать, и они даже получили в честь него свое название - рельефы Кампаны.
В общем, коллекция складывалась - и за счет находок, и за счет покупок. И вскоре для нее был построен отдельный павильон на территории наследственной виллы маркиза, потому что многие экспонаты были, мягко говоря, не маленькие и их держать дома было нереально.
На собрание шедевров, получившее названием Музеум маркиза Кампаны, рвались посмотреть все богатые и знаменитые. Но и им это было сделать непросто - надо было иметь рекомендательное письмо. В Музеуме существовала Золотая книга почетных посетителей, где можно найти, например, подпись Людвига Баварского.
Были, одним словом, у Кампаны связи. И вел он себя в лучшие годы примерно как нынешние олигархи. Мог закатить на своей вилле праздник с участием знаменитостей в честь «Дня города» и ради такого случая заказать скульптуру с надписью «Вечный Рим».
Правда, говорили, что маркиз хотел сделать свой Музеум общедоступным, но до этого дело не дошло. Кампану обвинили в растрате и приговорили к 20 годам тюрьмы. Хотя многие считали такой приговор несправедливым, так как маркиз никогда и не скрывал, на что тратит деньги ссудной кассы Ватикана. В Италии даже устраивались демонстрации в его поддержку. Может быть, поэтому заключение в результате заменили высылкой.
А его коллекцию ломбард, чтобы вернуть свои деньги, решил распродать. И первым об этом узнали русские. В том числе Степан Гедеонов, бывший в те времена заведующим комиссии по попечительству над художниками, жившими в Риме. При содействии хранителя Ватикана Пьетро Эрколе Висконти, который очень хотел, чтобы коллекция попала в Эрмитаж, Гедеонов получил к ней доступ еще до того, как она была выставлена на аукцион. За что впоследствии Висконти Россия отблагодарила - он получил орден Святой Анны второй степени с алмазами и табакерку с вензелем Александра II.
А Александр II получил часть коллекции Кампаны, не слишком большую: 565 античных ваз, 77 статуй, 133 бронзы, 9 картин и 1 ювелирное изделие. Но именно после этой покупки, которую доставили сначала на трех кораблях в Кронштадт, а потом перевезли на Дворцовую набережную, Эрмитаж стал одним из самых богатых античными памятниками музеев мира. И ни одна экскурсия сегодня не обходится без упоминания, например, самой тяжелой статуи Эрмитажа - статуи Юпитера, которая весит 16 тонн. Из коллекции Кампаны - и эрмитажные статуи императора Августа, Афины, Сократа, Асклепия, гидрия «Царица ваз».
Гораздо больше купил Наполеон III, с которым Кампану и его жену писательницу Эмилию Роулз связывали практически дружеские отношения. Поэтому, узнав о беде с маркизом, Наполеон пытался помочь и купил очень многое из собрания Кампаны. Часть купленного оказалась в Лувре, часть - разошлась по музеям Франции. В Лувре, например, сейчас хранятся античные фрески и коллекция итальянской майолики из собрания Кампаны, этрусские ювелирные украшения, работы живописцев Венециано, Гади, Гирландайо.
Вот луврская часть коллекции Кампаны и «слилась» с эрмитажной на выставке «Мечта об Италии» - там не только представлены экспонаты Музеума, но и воссоздан один из его залов, где стояли пять античных статуй с бюстом Антиноя в центре. И даже этот небольшой «отрывок» поражает своей размахом и дает представление о том, что же собой представляла на самом деле гигантская, как по количеству, так и по размерам, коллекция маркиза Кампаны.
Сам же ее собиратель после высылки пытался вернуться к археологической работе, публиковал какие-то труды, но умер в бедности. Однако не в забвении - свое имя в историю искусства он вписал навечно.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»