В нашем кинематографе наметилась новая тенденция: пока еще не массово, но создатели так называемого авторского кино один за другим начинают переходить в кино коммерческое. Про успешный дебют Алексея Мизгирева мы уже писали - его «Дуэлянт» вполне достойная работа в жанре блокбастера. Но не успел «Дуэлянт» сойти с экранов кинотеатров, как ему на пятки уже наступает - или наплывает - «Ледокол». Фильм еще одного представителя авторского кино - Николая Хомерики. И это уже фильм-катастрофа. Что подразумевает борьбу героев с различными катаклизмами, а отсюда и всяческие спецэффекты. Как выяснилось, именно такое российское кино хочет видеть наш зритель - «Ледокол» за несколько дней успел возглавить российский прокат, обойдя даже «Джека Ричера 2» с Томом Крузом.
Попкорна и острых ощущений!
Но высокий рейтинг говорит только об одном - о пристрастиях посетителей кинотеатров. Им явно не хватает адреналина и острых ощущений, вот они и пытаются их получить. Сразу можно сказать, что «Ледокол» для этого дела не слишком подходит - собственно катаклизмов и спецэффектов здесь по минимуму. Красивый, но опасный айсберг, нарисованный на компьютере, и «живые» льды, умело снятые под Мурманском оператором Федором Ляссом, да еще периодически бьющая в пробоину в борту вода. Маловато для фильма-катастрофы.
Но не будем забывать, что работал над картиной выходец из кино авторского, и он, скорее всего, старался не опускаться совсем уж до масскульта (хотя в отличие от Мизгирева, который сам написал сценарий к своему фильму, Хомерики снимал по чужому). Отсюда и сюжет, основанный на реальных событиях, и попытки создания психологических конфликтов между героями. Правда, только попытки - в результате весь психологизм свелся к борьбе хорошего с лучшим, в которой победила дружба. Как в старых советских фильмах.
Катастрофа в стиле ретро
А может быть, так и было задумано - снять картину в стиле модного сейчас советского ретро, а для коммерческого успеха добавить в нее элементы фильма-катастрофы? И если «элементы» вышли довольно скромными, то советское ретро развернулось по полной программе - художники и декораторы постарались. Опять же действие происходит в 1985 году, когда ледокол «Михаил Сомов» (в фильме - «Михаил Громов») столкнулся с айсбергом и застрял во льдах, и большая часть зрителей хорошо помнит приметы того времени. Поэтому так ностальгически-узнаваемы и календарь с Пугачевой на стене, и магнитофонные кассеты, перематываемые с помощью карандаша, и песни Цоя, и цитаты из «Бриллиантовой руки». В общем, с отображением «окружающей среды» все в порядке. Хуже дело обстоит с героями картины, над образами которых работали явно менее тщательно, чем над воссозданием их быта.
С помощью Большой земли и волшебной палочки
Недолго думая, создатели картины на роль главного героя - положительного капитана по фамилии Петров - пригласили Петра Федорова. Кажется, он прямо и перекочевал со съемок «Дуэлянта» на борт ледокола. Только бороду успел отрастить. А так все тот же суровый облик и мировая скорбь в глазах. Но у каждого капитана есть свой старпом, в данном случае - плохиш, которого играет Алексей Барабаш. Он и сдает капитана в вышестоящие органы, когда тот, вопреки инструкциям, пытается спасти человека. Петрова отстраняют. На его место высылают другого капитана - нет, не Сидорова - Севченко. И эта роль, как говорится, на сопротивление. Сергей Пускепалис никогда не играл злодеев, а здесь пытается. Не веришь ему абсолютно. И вот вертолет с новоприбывшим капитаном ломается, и молодой вертолетчик остается дрейфовать вместе со всеми. Играющий его Александр Паль, пожалуй, единственный, у кого получилось вдохнуть жизнь в своего героя. Остальные - лишь маски, без судьбы и истории. Персонажи второго плана - примерно такие же маски, только уже и без имен: появляются, говорят несколько фраз и пропадают.
Что же касается массовки, то это вообще откровенная халтура. Лица десятка человек, маячащих на заднем плане во время капитанских разборок и борьбы со стихией, все время разные. То есть создатели картины даже не озаботились тем, чтобы отобрать массовку. Любой внимательный зритель заметит, что из кубрика выбегают одни граждане, а в каюту к капитану прибегают уже другие. Причем за время бега некоторые становятся подозрительно похожи на гастарбайтеров, взятых на съемки с улицы. Режиссер этого почему-то не заметил.
Хотя вся эта беготня не имеет особого значения. Сразу понятно, что все будет хорошо - как в советском кино. Всех спасут - помощь с Большой земли под чутким руководством некого Артура Манагарова (ассоциации напрашиваются сами собой) подоспеет вовремя. Плохиши перекуются в кибальчишей - это уже по мановению волшебной палочки. И вот уже ледокол с радостной командой пересекает экватор. Все в шортах, танцуют и поют. Фильм-катастрофа плавно перетекает в мюзикл.
Но это уже совсем другая история, снимать которую будет, по-видимому, очередной выходец из авторского кино.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»