Заполучить модного театрального режиссера Константина Богомолова в качестве постановщика - знаковое событие для любого театра. А сам Богомолов каждый раз выбирает для себя площадки, которые кажутся ему интересными для творческого эксперимента. Вот и предложение петербургского театра «Русская антреприза» им. Андрея Миронова поставить пьесу Булгакова «Иван Васильевич», которая для всех прежде всего - фильм Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», видимо, совпало с желанием режиссера замахнуться даже не на классику, а практически на святое для каждого жителя нашей страны произведение.
Богомолов не поменял Ивану Васильевичу профессию, но изменил атмосферу пьесы Булгакова и фильма Гайдая до неузнаваемости. Петербургская публика творческий эксперимент оценила по достоинству.
Сказать, что интерес к премьере был повышенный, это не сказать ничего. И здесь сыграло роль не только имя режиссера, известного своим новаторским и нетривиальным подходом к любому произведению, но и то, что цитировать персонажей пьесы Булгакова, а скорее - героев комедии Гайдая, может любой совершеннолетний россиянин, даже если его разбудят ночью.
Может, поэтому сценическая история пьесы довольно скромна.
И это был огромный риск - браться за нее. В Театре им. Миронова рискнули - теперь могут пить шампанское.
Правда, надо сразу сказать - и это может быть «против шерсти» - заслуга режиссера в том, что спектакль, который назвали «Одиссея 1936», получился, не слишком велика. Основная нагрузка легла на плечи петербургских актеров, которым удалось, казалось бы, невозможное - рассказать историю, которую уже рассказали Булгаков и Гайдай, абсолютно по-другому.
Понятно, что задача им, конечно, была поставлена Богомоловым. Всё остальное сделали они. А режиссер просто вспомнил о том, что пьеса-то была написана в 1936 году, много лет была запрещена и, наверное, не задумывалась автором как водевиль, в который превратилась благодаря Гайдаю. Причем водевиль эпохи застоя.
В итоге в «Русской антрепризе» вернулись к истокам. И если 1936-й, то значит всё шепотом, на цыпочках, как будто в тумане. Живут, «под собою не чуя страны». Минимальные декорации - кроваво-красный занавес и такое же кресло - тоже оттуда, из кровавых 1930-х. Или из «Твин Пикс»? И никаких резких движений, громких фраз и показательного комикования. Демонстративно спокойные герои в скромных советских костюмах демонстративно тихо и спокойно произносят текст, от которого несколько поколений кинозрителей падали от смеха со стула.
И тут надо обладать выдающимися актерскими способностями, чтобы пришедший в театр зритель не отвернулся и не ушел, не услышав знакомых интонаций, а прислушался и начал погружаться в совсем другую атмосферу, в которой звучат известные всем фразы.
Сложность восприятия «Одиссеи 1936» еще и в том, что все играют в основном по две роли. И если царь Иван Грозный и управдом Бунша в исполнении Анатолия Петрова - это классический вариант распределения ролей, то Петр Семак играет и Жоржа Милославского, и режиссера Якина. Геннадий Алимпиев - и священника времен Ивана Грозного, и управдомшу Ульяну Андреевну.
Это, кстати, любимый прием Богомолова: у него чуть ли не в каждом спектакле мужчины играют женщин, женщины мужчин, дети - пенсионеров, пенсионеры - подростков и так далее. Аркадий Коваль - это и изобретатель Тимофеев, и дьяк Федька. А Полина Толстун - и жена Тимофеева, и жена Грозного. И всё это практически в одних костюмах, не меняя грима и выражения лиц.
Поэтому в каждое слово приходится вслушиваться, в лица - вглядываться, интонацию - ловить. И постепенно всё становится на свои места: единичные смешки в зале сменяет хохот, и обстановка становится такой же, как при просмотре фильма Гайдая.
А уж когда в роли обворованного Шпака на сцене феерично появляется сам художественный руководитель «Русской антрепризы» Рудольф Давыдович Фурманов, публика окончательно и бесповоротно принимает новую трактовку.
Жаль только, что именно на этом всеобщем восторженном единении всё и заканчивается - «Одиссея 1936» идет всего полтора часа с антрактом. Как говорится, хорошо, но мало. «Я требую продолжения банкета!»
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»
Фото с сайта театра «Русская антреприза» им. Андрея Миронова