Театральная олимпиада, центром которой в этом году стал Петербург, и фестиваль «Точка доступа», который тоже проходит в нашем городе, объединились и выдали несколько совместных проектов. И если от олимпиады им досталось слово «театр», то от фестиваля явно «доступный». Одним из таких проектов стал спектакль «Пожалуйста, дальше (Гамлет)», представляющий собой скорее театральный квест, чем полноценный спектакль, но зато давший доступ всем желающим к возможности поучаствовать в судьбе шекспировских героев. И таких желающих, как выяснилось, немало.
Необычность действа, придуманного швейцарским режиссерским дуэтом Ян Дейвендак - Роже Барнат, в том, что перед публикой разыгрывают судебный процесс, обвиняемый в котором - тот самый Гамлет. Только он - недоучившийся студент, живущий в Веселом Поселке в многоэтажном доме, его бывшая девушка Офелия - парикмахерша, а Гертруда, похоже, несмотря на предупреждение, все-таки пьет вино, и немало. И вот во время банкета по поводу свадьбы Гертруды и Клавдия Гамлет убивает отца Офелии - Полония. У Шекспира практически всё так же, ну кроме Веселого Поселка, парикмахерши и пьющей Гертруды.
Собравшиеся же на спектакле-процессе зрители, выслушав все за и против, должны решить, виновен Гамлет или убийство было несчастным случаем. То есть именно они должны ответить на вопрос: быть или не быть?
Суд обставлен на полном серьезе - перед началом постановки публике вручают блокнотики и ручки, чтобы она записывала детали процесса, в середине на сцену выбегает взволнованный режиссер и выдает всем на руки «дело» Гамлета.
Что удивительно, не менее серьезно относится к происходящему и большинство собравшихся в зале - все что-то записывают, внимательно изучают «дело» и явно готовятся вынести вердикт - в конце процесса из числа зрителей выберут шестерых присяжных, которые и решат судьбу обвиняемого. Похоже, публика именно за этим сюда и шла - вершить чужую судьбу. Или почувствовать себя кем-то вроде Шекспира.
Поэтому зрители терпеливо высиживают два с лишним часа, пока идет «судебный процесс». И вот в нем-то и заключается странность происходящего: если Гертруда, Гамлет и Офелия - это актеры, у которых на желтых футболках так и написано: «актер», то все остальные - настоящие: адвокат, прокурор и так далее. Создатели спектакля говорят, что это было самое сложное - найти тех профессионалов, кто бы согласился поучаствовать в постановке.
Но тут случается некоторая нестыковка: в качестве судьи выступает дама, которая ведет одно из псевдосудебных телевизионных шоу. Она вполне узнаваема, и, несмотря на то что создатели спектакля уверяют, что она тоже профессионал-юрист, начинаешь сомневаться: а не дурят ли нас, и на самом деле тут все актеры, просто они глубоко вжились в образ?
Потом, дабы развеять сомнения, появляется еще одна телевизионная дама - психолог, которая когда-то вела собственную передачу, где давала советы тем, кто не мог разобраться в своей жизни. В спектакле она выступает тоже в качестве психолога, дающего характеристику - нелестную - Гамлету.
Для полноты картины, конечно, надо было бы и на роли шекспировских героев пригласить настоящих жителей Веселого Поселка (окраины Петербурга, известной по прошлым временам повышенным криминальным фоном). А так совершенно непонятно, зачем было выписывать из Москвы мхатовскую актрису Розу Хайруллину - чтобы она сказала пару фраз от имени Гертруды? Питерские актеры Семен Серзин и Алена Старостина в ролях Гамлета и Офелии тоже, кажется, не совсем понимают, зачем их позвали. Но послушно произносят свои монологи и даже позволяют себе некоторую импровизацию.
В целом же всё очень скучно. Оказывается, судебные процессы - мероприятия муторные, «загроможденные» судебными терминами и процедурами, и надо быть очень заинтересованным в происходящем, чтобы их выдержать.
Народ в зале выдерживает только потому, что очень хочет, чтобы его выбрали в присяжные. Тут опять начинаются сомнения: действительно ли выбирают случайных зрителей или это тоже «подсадные»? Так или иначе, присяжные удаляются для вынесения решения, остальные, слегка разочарованные, маются еще двадцать минут, чтобы его услышать.
При мне присяжные решили, что Гамлет виновен. Говорят, что на втором спектакле его оправдали. Хотя по большому счету это никого не должно волновать. Так как драматического действа, герои которого вызвали бы сопереживание, не получилось. Собственно судебный процесс был скучен и вял, если не считать очень разговорчивого адвоката Гамлета (тут опять сомнения - может, все-таки актер?), и если «доступ» к решению судьбы героя хотя бы шесть человек получили, то «театра» не увидел никто.
Но Театральная олимпиада, как и Олимпиада обычная, - это как раз тот случай, когда важна не победа, а участие. Вот швейцарские режиссеры и поучаствовали. Ну и зрители в той или иной степени тоже. Если бы еще не очень приличная цена билетов, то и ладно. С другой стороны, будем считать, что зрители заплатили за то, чтобы еще раз убедиться: сколько ни «переписывай» Шекспира, лучше все равно не будет.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»