Театр «Санктъ-Петербургъ опера» недавно отметил 30-летие. В начале пути коллектив театра не имел своей сцены и выступал в ДК, санаториях и клубах. И лишь в 1998 году наконец-то обрел постоянный адрес - в особняке барона фон Дервиза на Галерной, 33. Его реставрация до конца не доведена до сих пор, однако усилиями основателя театра, народного артиста РФ Юрия Александрова внутренние помещения дворца сегодня выглядят вполне пристойно - совсем не так, как в момент передачи, когда без слез на здание было не взглянуть. Художественный руководитель «Санктъ-Петербургъ оперы» рассказал «Интересанту» о том, с чем подошел театр к своему юбилею.
«Халтуры не терплю»
- 30 лет для театра - это много или мало?
- 30 лет для театра - гигантская цифра. Но я не заметил, как они прошли. Всё это время мы находились в состоянии борьбы. Мы открылись не по воле какого-то руководящего органа - нет, это была целиком моя инициатива. И когда я к кому-то обращался за помощью, мне отвечали: вы придумали - вы и расхлебывайте. И я 30 лет это всё расхлебываю. За эти годы театр прошел огромный путь от группы людей, которые просто верили в Александрова и в то, что все будет хорошо, до профессионального коллектива. Сегодня «Санктъ-Петербургъ опера» - сложносочиненный театр. Задумывая его, я не хотел повторять другие театры. Я за свою жизнь много работал - и в России, и за рубежом, видел разные коллективы. Но мне хотелось создать театр, который работает на новых принципах. Так как я оказался в одном лице и музыкант, и дирижер, то решил попытаться совместить в театре две мощные линии - режиссуру и музыку. Я сразу сказал, что наш театр не будет выпускать ширпотреб, который нравится всем. Потому что искусство глубоко индивидуально: если оно не задевает - бессмысленно отдавать ему свои силы.
- В то же время культура в нашей стране постепенно превращается в сферу услуг…
- Я всеми фибрами души против этого. Для меня театр всегда был трибуной, с которой я могу говорить о том, что меня волнует. И когда меня спрашивают, какой спектакль я мечтал бы поставить, я отвечаю: жизнь подскажет тему. Никогда не думал, что поставлю оперу «Крым». Но жизнь всех нас привела к этой теме, и я понял, что не могу на это не отозваться. Мы единственные в стране поставили спектакль, посвященный Крыму. Тогда я понял, что надо играть «Молодую гвардию» между «Риголетто» и «Травиатой». Меня спрашивали, зачем мне это нужно. А это нужно даже не мне - молодым актерам, из которых я хочу воспитать не только настоящих артистов, но и граждан. Поэтому совсем скоро мы выстрелим из пушек «Авроры» - будет оперный спектакль, посвященный 100-летию Октября. Я взял оперу советского композитора Вано Мурадели.
- Это не конъюнктура?
- Никакой конъюнктуры и никакой халтуры - я этого не терплю. Музыка Мурадели - замечательная, не хуже, чем музыка Арама Хачатуряна, - такая же терпкая гармония и высочайшего класса оркестровка. Митинги, Ленин, агитпроп - всё это я выбросил к чертовой матери. Это будет спектакль не о коммунистическом перевороте, а о том, что есть предначертанная судьба России, о том, какие страшные эксперименты жизнь над нами проводит. Это история о девушке, которая в 1917 году вернулась с фронтов Первой мировой. Постепенно она понимает, что никому не нужна: ни белогвардейцу, который был влюблен в нее с детства, ни красному командиру, с которым она служила в армии, ни черносотенцам, ни анархистам. В итоге она гибнет в этом водовороте. Это очень трогательная человеческая история, причем история очень сегодняшняя - ведь сегодня люди тоже не понимают, что и почему. Мы готовимся к премьере искренне и честно.
Почему взрослым нужны сказки
- Ваш театр отличается тем, что в нем можно увидеть спектакли самых разных жанров…
- Да, я считаю, что театр должен быть разным и непредсказуемым. У нас есть блок спектаклей, которые заставляют зрителя думать. Наша последняя премьера «Фауст» - в их числе. Такие постановки ранят душу и требуют диалога с залом. А есть спектакли для публики, которая настолько измотана этим диалогом, что хочет отдохнуть и расслабиться. Для них - «Искатели жемчуга» и «Корневильские колокола». Я называю эти спектакли сказками для взрослых. Ведь в России потеряны два поколения взрослых. Пока делалась перестройка, дети не ходили в театры, а сегодня они сами стали папами и мамами. И для многих из них это первое посещение театра. Мы боремся за каждого зрителя.
- Вы взрастили немало оперных звезд. Есть ли у вас рецепт - как зажечь звезду?
- Да, у нас даже есть такое мероприятие - «Гала-концерт «Звезды «Санктъ-Петербургъ оперы». Но звездами их называют только на афишах. А в жизни я им говорю: вы должны быть не звездами, а трудягами. Потому что сила театра не в звезде, которая придет и откроет пасть, а остальные будут где-то рядом тявкать. Сила театра - в ансамбле. Есть команда - есть история. А без нее ничего не сделаешь, какие бы деньги ни платили. Мои артисты 25 лет играли почти без денег - получали какие-то копейки. Это сейчас чуть лучше стало. Но им интересно со мной. В нашем театре одинаковое право голоса имеют рабочий сцены и артист. Потому что если машинист опустит что-то не то на голову артисту - что от него останется? Театр - модель государства. Проблемы везде одинаковые. В театре должна быть твердая дисциплина и убежденность в том, что деньги не самое главное. Никогда русский артист ради денег не работал. На хлеб и водку хватало - и нормально. Хотя сейчас алкогольная тема, к счастью, ушла. Даже на банкетах ситуация поменялась: раньше сметали всё вмиг, а теперь на столах все остается. Значит, что-то изменилось к лучшему.
- Вы ставите спектакли на многих петербургских, российских и даже европейских сценах. Как выбираете, с кем работать, а кому отказать?
- Конечно, откликаюсь не на все предложения. Я же не проститутка! Мои планы на три года вперед сверстаны. У меня как-то было одиннадцать премьер в сезоне: в Большом театре - «Хованщина», в Мариинском - «Свадьба Фигаро» и «Дон Карлос», в «Ла Скала» - «Черевички», в «Арена ди Верона» - «Турандот», в «Метрополитен-опере» - «Мазепа», в польском Вроцлаве - «Борис Годунов» и т.д. В том числе был один спектакль в театре Караганды в Казахстане. И мой ассистент из «Метрополитен-оперы» как-то позвонил мне и спрашивает: «Юрий Исаакович, вы где?» Я говорю: «В Караганде!» Он мне на это: «Я серьезно спрашиваю!» Я говорю: «Я серьезно отвечаю». Он дальше: «А что вы там делаете?». Я ему: «Ставлю спектакль». Он, кажется, меня не понял. Но мне интересно везде, где есть талантливые артисты. Я никогда не считал, что деньги подразумевают качество. Ничего подобного! Нужна идея - вот что важно! В «Фаусте» у меня две занавески на сцене, два стула и стол. А впечатлений они рождают много. Поэтому я ставлю там, где мне интересно.
- Последний вопрос: особняк барона фон Дервиза, в котором находится «Санкт-Петербург Опера» - один из самых роскошных в городе. Когда его реставрация закончится?
- Не могу ответить на этот вопрос. Мы ремонтируем этот театр 18 лет. И думаю, скоро надо будет начинать ремонтировать снова то, что начинали 18 лет назад. Но мы не торопимся.
Олеся ГОРДЕЕВА,
интернет-журнал «Интересант»