Американская киноакадемия этой ночью раздала оскаровские статуэтки на юбилейной, 90-й церемонии в лос-анджелесском кинотеатре «Долби». Искусство по-прежнему в большом долгу. Эта истина, высказанная уже в советском киношлягере, в связи с итогами «Оскара» актуальна как никогда.
Несомненный шедевр, один из главных фильмов последних десятилетий - неполиткорректные и сверхталантливые «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» - разумеется, пролетел мимо «Оскара». Картину демонстративно не заметили в номинациях «Лучший оригинальный сценарий», «Лучшая музыка», «Лучший монтаж», «Лучший фильм», а режиссер Мартин МакДона вовсе не удостоился номинации. К счастью, «Оскар» за лучшую женскую роль достался-таки Фрэнсис МакДорманд. Это ее второй «Оскар», первый актриса заслужила в 1996 году за роль в картине «Фарго». В результате у картины две победы из семи возможных - в номинации «Мужская роль второго плана» счастья пытали актеры Вуди Харрельсон и Сэм Рокуэлл, последний из которых и стал победителем.
Лучшим же фильмом по версии киноакадемии признана посредственная, наполненная штампами «Форма воды» режиссера Гильермо дель Торо. Это - первая в истории кино «зоофильская» мелодрама. Главная героиня - немая женщина открывает для себя новые горизонты «любви», совокупляясь с отталкивающим водяным монстром.
Тяга Гильермо дель Торо ко всяким гадким историям, в общем-то, объяснима. Его поведение в детстве вызывало тягостные сомнения у собственной бабушки, которая дважды подвергала внука обряду экзорцизма. А ведь хорошая бабушка плохого не посоветует! Увы, ее усилия остались бесплодными: дель Торо остался при своих предпочтениях и даже в начале кинокарьеры учился гриму у Дика Смита, который работал над знаменитым голливудским хитом с таким же названием - «Экзорцист».
И вот этот деятель увенчан «Оскаром» за лучшую режиссуру. При том что многие кинопрофи сходятся во мнении, что режиссуры в этой картине нет как таковой. «Форма воды» взяла также «Оскары» за работу художника-постановщика (Пол Остерберри) и за лучшую музыку (композитор Александр Депла). Ощущения от всего этого безобразия отвратные - так же, как и от эпизодов межвидового секса в картине. И нельзя избавиться от впечатления большого фальшака: создатели «Формы воды» попросту подогнали свое творение под актуальные голливудские тренды.
Сама же фабрика грез, разумеется, осталась при своих политкорректных ценностях. В зале царили выверенные до самой последней запятой, натужные шутки про «черный» и «белый» «Оскар», вечная Мэрил Стрип со своей 21-й (!) номинацией и - скандалы.
Они просто сотрясали юбилейную церемонию. Иначе быть не могло: мир тотальной политкорректности требует всё новых жертв. Разумеется, в кинотеатре «Долби» много говорили о харрасмент-стори, сломавшей карьеру всесильного продюсера Харви Вайнштейна. Примером идеального мужчины был признан украшающий сцену огромный муляж оскаровской статуэтки. «Руки на виду, пенис отсутствует», - перечислил добродетели идеала ведущий церемонию актер Джимми Киммел. Чуть позже, представляя режиссера Гильермо дель Торо, Киммел с долей шутки произнес: «Благодаря ему мы запомним этот год, когда мужчины так облажались, что женщины стали встречаться с рыбами».
Но и без вайнштейновской истории «оскаровская» публика нашла массу поводов для обид и негодований.
Режиссер военной ура-патриотической ленты «Дюнкерк» Кристофер Нолан подвергся обвинениям в… расовой сегрегации. Дело в том, что в картине, рассказывающей о спасении английских войск, окруженных на северном побережье Франции нацистскими войсками, не были упомянуты ни индийские солдаты, воевавшие в составе британской армии, ни марокканцы, выступавшие под французскими знаменами.
Эта претензия выглядит особенно смешной на фоне всеобщего восхищения киношной тусовкой абсолютно пустым ужастиком «Прочь!», также претендовавшим на заветную статуэтку в категории «Лучший фильм». По сюжету молодой и витальный афроамериканец оказывается в тенетах белокожей семейки, которая подбирает представителей вышеуказанной расы с тем, чтобы путем психоанализа и нейрохирургии отправить их личности в тартарары, а в освободившуюся телесную оболочку переселить мозги и души своих пожилых (и, разумеется, белых) родственников. Таким образом достигается бессмертие членов адовой фамилии. Большое жюри оценило заковыристость сценария присуждением ему «Оскара». Никто из кинодеятелей даже не заметил подвоха: из фабулы фильма явно следует, будто афроамериканцы хороши только своими превосходными физическими телами. А вот с мозгами, выходит, совсем другая история?
Еще один скандал пришел откуда не ждали. Шумиха была связана также с претендентом на главную награду шоу-бизнеса - «любовной гей-драмой» «Зови меня своим именем». Режиссер Лука Гуаданьино, вполне себе открытый гей, разозлил… ЛГБТ-сообщество, которое не простило ему того, что на роли героев-любовников были приглашены гетеросексуальные актеры Тимоти Шаламе (самый молодой номинант в категории «Лучшая мужская роль») и Арми Хаммер, внук того самого Хаммера, который в двадцатые годы скупал за недорого сокровища Эрмитажа. «Нужно было дать заработать своим!» - упрекали Гуаданьино «радужные» киноизвращенцы. Если отвлечься от гей-претензий, отметим, что лента «Зови меня своим именем» победила в номинации «Лучший адаптированный сценарий». Триумфатором стал маститый 89-летний сценарист Джеймс Айвори. Конечно, тоже гей.
Ну и как было обойтись без дежурного пинка в адрес России? В категории «Лучший документальный фильм» «Оскар» получил фильм «Икар», «разоблачающий» допинговую систему в российском спорте. Во время благодарственной речи режиссер псевдодокументалки Брайан Фогель расточал нескончаемые похвалы «бесстрашному» Григорию Родченкову. Напомним, что на географической родине в адрес этого спортивного функционера, перебежавшего на Запад, звучали совсем другие оценки. Например, Владимир Путин на январской встрече со своими доверенными лицами в московском Гостином дворе попросту назвал Родченкова «придурком».
И еще о нашей стране. Представителям России на этой торжественной церемонии - продюсеру Александру Роднянскому и режиссеру Андрею Звягинцеву - в лихорадочной гонке за вожделенной статуэткой не помогла их откровенно русофобская «Нелюбовь». Американские академики сочли более достойной награды чилийскую ленту «Фантастическая женщина». У Роднянского и Звягинцева не было никаких шансов против картины про историю женщины-трансгендера, которую сыграла актриса-трансгендер. Ну, сами понимаете: ЛГБТ-политкорректность превыше всего. Даже превыше русофобии. А Звягинцев с Роднянским пусть утешаются победой на французском «Сезаре», назвавшим «Нелюбовь» лучшим иностранным фильмом - хоть какой-то клок шерсти со своей продукции.
Особую радость любители кино испытали за Гэри Олдмана, который наконец получил «Оскар». Киноакадемия традиционно любит актеров, которые уродуют себя сложным гримом. Олдман был неузнаваем в образе Черчилля в ленте «Темные времена». Кстати, «Оскар» за лучший грим тоже достался этой ленте.
Лучшим анимационным фильмом академики назвали ленту «Тайна Коко», главный герой которой ищет приключений в… стране мертвых. Сценарист и режиссер мультика Адриан Молина не забыл со сцены отдельно поблагодарить за вдохновение своего мужа (он так и сказал - «мужа», чтобы все всё сразу поняли), работающего в системе образования и преподающего подрастающему поколению латынь.
Про остальное. «Оскар» в номинации «Лучший оператор» наконец-то заслуженно получил Роджер Дикинс - его отметили за ленту «Бегущий по лезвию 2049». Это была четырнадцатая номинация мастера, подарившего мировой кинематографии, в частности, любимый многими «Побег из Шоушенка». Лучшей песней стала композиция Remember Me из мультфильма «Тайна Коко».
Итоги «Оскара» оказались предсказуемы, и это печально. Главная кинопремия планеты выродилась в набор «правильных» клише, имеющих очень мало точек соприкосновения собственно с искусством кино. Неизвестно, как там у них теперь с пенисами. Но то, что адепты политкорректности крепко взяли «Оскара» за яйца - несомненный факт.
Константин КАЮКОВ,
интернет-журнал «Интересант»