Георгий Штиль:
культура 04.05.17
«По телевизору нам постоянно говорят: мы, дескать, лучшие в мире! Так и хочется подойти и спросить: а где ваша рубашка сделана? В России? Вряд ли» Фото Интерпресс

Народный артист России, звезда кино и театра Георгий Штиль недавно отметил 85-летний юбилей. Несмотря на столь почтенный возраст, юбиляр выглядит прекрасно, энергичен и бодр. Он регулярно выходит на сцену родного БДТ и к своему дню рождения сыграл главную роль в премьерном спектакле «Люксембургский сад». Георгий Антонович следит за всеми новостями и имеет свою точку зрения почти по каждой серьезной проблеме в стране. Ею он и поделился с корреспондентом «Интересанта».

- Георгий Антонович, в спектакле «Люксембургский сад» поднимается тема эмиграции. Как известно, многие образованные люди в последние годы переместились из России на Запад - или эмигрировали, или просто уехали работать, столкнувшись с тем, что не могут здесь реализовать свои таланты. А вы сами никогда не хотели уехать из страны?

- Я очень часто бывал за границей и видел эмигрантов всех мастей. Много их уехало в 1917 году, в 1920-30-ые годы, а также после войны… Я всех их видел и много общался с ними во время зарубежных гастролей. Например, в 1966 году во время поездки в Париж встречался с Сергеем Толстым, внуком великого писателя Льва Толстого. Наш театр тогда пригласили эмигранты - мы им показывали нашу самодеятельность. Да еще много кого видел… И понял для себя, что никогда бы не покинул свою страну. Россия - удивительная: уедешь, а потом будешь всю жизнь страдать. Хотя я и сейчас часто езжу за границу - например, в Финляндию, которую очень люблю. Люди там очень хорошие и работящие - трудятся за двоих-троих. Хотя и у них много проблем...

- Вы много ездите и по России. Каковы ваши ощущения: выходим мы из кризиса или, напротив, глубже погружаемся в него?

- Я в кризисах особо не разбираюсь. Но на чем должна держаться такая большая страна, как наша? На сельском хозяйстве, в первую очередь. А оно как было у нас в загоне, так и осталось. Вот кто такой министр сельского хозяйства Ткачев, почему его назначили на этот пост? Непонятно. Езжу по стране - и душа за нашу деревню болит, совсем ее не стало. У нас такая земля - столько всяких богатств! Однако еще в девяностые бросили крестьян - так же, как бросили их в 1861 году после освобождения от крепостного права. Как хотите - так и работайте!.. БДТ в девяностые, кстати, тоже чуть не закрылся. Кирилл Лавров честно сказал: у нас денег нет. Мы ему сказали: будем бесплатно играть! Но он нашел спонсоров и дело пошло: вытащили театр...

- Ну вы вот говорите про девяностые - но сейчас-то ситуация явно лучше!

- Это по телевизору нам постоянно говорят: мы, дескать, лучшие в мире! Так и хочется подойти и спросить: а где ваша рубашка сделана? В России? Вряд ли. А что для человеческого быта сделала наша страна за последние 50 лет? Телевизор, холодильник или телефон? Нет! А может, у нас бизнесом стало легче заниматься? У меня вот много друзей, которые в фермеры пошли. Взяли 100 коров - через год, глядишь, 50 осталось, а потом и вовсе 25. Потому что невозможно продукцию продать. Не дает государство дорогу бизнесу, человеческой инициативе. По-прежнему не дает… Или вот другой пример. Недавно мастер по дереву мне рассказал: у него двое детей, а пособие на ребенка - 50 рублей в месяц. 50 рублей, представляете? А чтобы на мобильный телефон пришла информация о поступлении пособия, надо заплатить 60 рублей. Как такое может быть? Да это просто издевательство государства над человеком. Обидно, что всё так происходит.

- Георгий Антонович, а по поводу российской культуры у вас такой же пессимизм? Не радует ситуация?

- Что-то, конечно, делается для культуры, но этого мало. Культура должна быть на большой высоте. А что сейчас, например, с петербургской? Кино всё Москва себе забрала. Петербургского телевидения и радио не осталось. В БДТ в советское время были гениальные артисты - сейчас я столько не вижу. Больше скажу: нет сейчас во всем городе столько мощных артистов, сколько было в одном нашем театре. Почему? Потому что школы не стало, которая сохранялась еще с дореволюционных времен. И театральной школы, и общеобразовательной. Как только педагогам стали платить как дворникам - всё и понеслось. Так мало лишь в нашей стране педагогам платят - нигде такого нет. А драматурги где? Пьес хороших больше нет. Что-то создается, но такое и ставить не хочется. А Товстоногову приносили такое количество шедевров, что он телефонную книгу из талантов составлял!

- Но ведь в театр люди стали больше ходить - залы не пустуют, порой билетов не достать!

- Согласен, в театры люди стали больше ходить. А с другой стороны, что им, «Дом-2» смотреть, что ли? Но, знаете, по моим наблюдениям, среди зрителей очень много туристов. Приедут Петербург посмотреть - и в театр идут. А простому студенту, например, купить билет в театр не на что. Нашу молодежь в БДТ взять - они очень мало зарабатывают. В общем, денег на театр у обычного, среднего петербуржца до сих пор не хватает. А ведь еще Лихачев говорил: плохо с культурой - будет плохо со всем остальным.

- Вы критически относитесь к происходящему - а сами в политику никогда пойти не хотели?

- Конечно, критически. Как говорил Ленин, на каждом банкете и на каждом празднике надо говорить о недостатках. Что я и делаю. Я считаю, что актеры, как и все граждане, должны иметь право высказываться по любому поводу. Но вот в политике им делать нечего. Ничего хорошего и полезного они там сделать не могут.

Олеся ГОРДЕЕВА,

интернет-журнал «Интересант»

 

читайте также

новости

все новости »»