Сегодня, 7 декабря, в прокат выходит картина Кирилла Плетнева «Жги!». Это история тюремной надзирательницы, которой благородная зэчка «выписывает пропуск» на популярное телешоу. Смешение сказки про Золушку и индийской «Зиты и Гиты» происходит на фоне тюремных издевательств и посреди лиц с явным отпечатком неблагополучия на лице. «Интересант» попытался найти ответ на вопрос: кому нужна такая Россия, какой ее изобразили создатели картины?
Кирилл Плетнев известен как актер, поднаторевший на изображениях обаятельных, но не дюже интеллектуальных персонажей. Послужной список говорит сам за себя: «Десантура», «Елки 5», «Любовь-морковь 2», «Бандитский Петербург 9»… Теперь Плетнев стал режиссером: его фильм «Жги!» был представлен на «Кинотавре» и вызвал большой интерес у публики. Иначе и быть не могло. Генетика успеха проста - нужно только скрестить пустую развлекательность с «глубокомысленным» социальным посылом, а в финале отправить всех героев - и положительных, и нелюдей - петь и плясать как не в себе. Народ, воспитанный быдловатым ТВ и криминальной субкультурой, будет благодарен.
Пробным камнем для Плетнева стал короткометражный фильм «Настя», в котором повествуется о почти дружеском слиянии полицейской дамы и криминальной фуфы. Оттуда же в «Жги!» и перешла Инга Оболдина, сыгравшая в этот раз надзирательницу на зоне Алевтину. Именно ей суждено стать Золушкой с дубинкой наперевес. В роли «доброй феи» Марии - точнее, зэчки-мужеубийцы с музыкальным образованием - выступает Виктория Исакова. Мария отправляет в Сеть видео с поющей Алевтиной, и у последней начинается восхождение на вершины телевизионного шоу наподобие «Голоса».
В мире всегда есть место прекрасному. Даже рядом с парашей, пытками и убийствами заключенных, изнасилованиями за решеткой и прочими прелестями, без которых кинокреативщики, похоже, не мыслят нашей страны. Представители силовых структур и ФСИН, в полном согласии с фольклорными традициями, в фильме являются погаными вертухаями и теми самыми «волками позорными». Доморощенный талант среди них раскрыться не может - и «несчастной» «прозревающей» Алевтине придется немало помыкаться со своими способностями.
На противоположном социальном полюсе находится Мария. А как иначе - зэчка, озвучивающая на экране американскую «Декларацию независимости», просто обречена задавать в картине нравственный тон. Героиня Исаковой дерзка, отважна, высоко драматична: если она не согласится с тюремными несправедливостями, не видать ей вожделенного УДО. И конечно, зэчка представлена как камертон общечеловеческих ценностей. В ее уста Кирилл Плетнев (он не только режиссер, но и сценарист картины) вложил слова с американской скрижали: «Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и стремление к счастью». Именно свободы в картине не хватает никому, а особенно Алевтине, для которой сама мысль об участии в конкурсе и возможности изменить свою жизнь, становится мучением.
И вот здесь картина Плетнева становится очень похожей по посылу на недавний труд Андрея Звягинцева. Если последний посвятил своей стране картину под названием «Нелюбовь», то фильм Плетнева можно было с полным основанием назвать «Несвобода». Ты строишь заключенных стуком дубинки по прутьям, сама повинуешься мужу - так зачем тебе петь? Сиди на своем месте и лучше не думай, что дальше, - как бы советует своей героине режиссер. И экстраполирует такой подход на любого своего персонажа. Как гнусно и ужасно жить в такой России - этот вывод напрашивается сам собой. И здесь любопытно отметить, что, снимая ленту, режиссер отталкивался от реального факта: история поющей надзирательницы действительно имела место. Но… в британском телешоу.
В неглавных ролях в фильме «Жги!» задействованы очень атмосферные, типичные для создания удушающе-неблагополучной картины, актеры. Владимир Ильин, Алексей Шевченков, даже ставшая «протестной» Татьяна Догилева - талантливый кастинг с явным уклоном в социальный вызов. А чтобы от происходящего на экране зрителя не стошнило, словно от водки, которую очень хотели, но в итоге перебрали, для финала припасена картина всеобщего слияния всех персонажей в зажигательном танце. Этот номер - как апелляция к классической цитате «Все мы прекрасные люди». Только, выходит, страна не такая, как хотелось бы.
Евгений ХАКНАЗАРОВ,
интернет-журнал «Интересант»