После многолетнего простоя и громогласных обещаний руководства «Ленфильма», что «завтра-послезавтра» старейшая киностудия страны перестанет выступать в роли «рантье», сдавая помещения в аренду, а начнет-таки выпускать картины под своим брендом, дело сдвинулось с мертвой точки. Фильм «Три дня до весны» вышел на экраны именно под известным всему миру брендом - «Медный всадник» в лучах прожекторов - и с надписью «Ленфильм». Правда, памятник Петру несколько изменил ракурс, но все равно узнаваем. А вот то, что последовало собственно за демонстрацией символа города и киностудии, уже мало похоже на ленфильмовские картины, многие из которых составляют гордость отечественного кинематографа.
Разруху долго не искали
В случае с «Тремя днями до весны» гордиться явно нечем, фильм вызывает скорее неловкость. Такую, когда глупость и пошлость делает кто-то другой, а неловко тебе. Учитывая, что новая картина не просто «датная» - делалась ко Дню Победы, а еще и действие ее разворачивается во время блокады - то есть замахнулись на святое, - к неловкости примешивается еще и желание задать ее создателям некоторые вопросы. Например, такой: неужели нельзя было снять просто военный детектив, не делая фоном для него блокадный Ленинград? А если уж так принципиально было снять кино именно про блокаду, можно было сделать это как-то покорректнее и с душой? А то складывается полное ощущение, что кино снимали иностранцы - обычно они так поверхностно подходят к русской истории.
Хотя то, что на «Ленфильме» сняли картину о войне и блокаде, в какой-то мере закономерно, - разруха, творящаяся на территории студии, сама подталкивает к выбору именно такой темы. А если разрухи не хватает - ее можно пририсовать на компьютере. Что довольно топорно и было сделано. Так же топорно, как собрали массовку, - население блокадного Ленинграда выглядит как ряженые на прогулке. Вроде картинка - прямо документальная: все закутанные, еле тащат санки и ведра, трупы опять же лежат. Ужас должен охватывать при виде таких кадров - а снято все так небрежно и впроброс, что не веришь абсолютно. Опять же модная нынче тенденция снимать в кино, особенно в массовых сценах, всех желающих дала о себе знать: фальшь чувствуется даже не в лицах - в фигурах. Это то, что касается изображения собственно блокадного города.
Тяжелая актерская доля
То, что касается сюжета: сценарий по мотивам книги Даниила Гранина написали Александр Бородянский и Аркадий Высоцкий. Последний - не однофамилец, а сын Высоцкого Владимира, который о войне пел так, как будто сам воевал, хотя в боевых действиях никогда не участвовал. И для того, чтобы написать сценарий о блокаде, совсем не обязательно испытать ее на себе. Достаточно таланта. Хотя к сценарию по большому счету особых претензий нет - вполне могла и такая детективная история развиваться в 1942-м в Ленинграде. Немцы с помощью предателей и диверсантов собирались распространить в городе чуму, и «до весны», когда эпидемия неминуемо погубила бы всех, кто еще был жив, оставалось несколько дней, за которые офицеру госбезопасности Владимиру Андрееву надо было сорвать вражеский план. Помогает ему в этом врач Ольга Марицкая. Между ними, естественно, вспыхивают чувства. Такая вот незамысловатая история, достаточно четко прописанная. Но то, как ее сняли режиссер Александр Касаткин и оператор Руслан Герасименков, - это уже за гранью.
На главную роль пригласили московского актера, и неплохого, Кирилла Плетнева. Его герой тоже прибывает в блокадный город из Москвы. Но даже для московского гостя он чересчур упитан и свеж. Не спасает и легкая небритость - этот «лук» вообще из другого времени. Не отстает от него и врач Ольга Марицкая (Елена Лотова). Она хоть и дочь морского офицера и немки, да к тому же еще и находится «под статьей», но вряд ли даже такие девушки ходили блокадной зимой в коротких сапожках, демисезонных пальто и в небрежно наброшенных на голову платках. Но героиня именно в таком виде ходит по вымерзшему городу и посещает умирающих пациентов. Да, еще она в платье с декольте, правда, с небольшим. Актерам в этом случае можно только посочувствовать. Не хочется сочувствовать только актеру Евгению Сидихину, который почему-то соглашается играть роли больших военных начальников, не несущие никакой смысловой нагрузки. И вот из фильма в фильм, меняя кители и погоны, достаточно известный актер Сидихин выдает подчиненным задания. Хотя в «Трех днях до весны» задача у него усложняется, он еще спрашивает у главного героя: «Как твои?», а чуть позже: «Володя, как нога?» Всем понятно, зачем актер Сидихин снимается в кино?
Под хруст попкорна
В общем, детективный сюжет развивается - и, надо отдать должное, в хорошем темпе - кого-то догоняют, в кого-то стреляют, кого-то разоблачают. Камера быстро скользит по лицам, надолго ни на ком не задерживаясь. Персонажи второго плана мелькают и не запоминаются, поэтому никаких эмоций не вызывают. Герои - предатели, не всё ли равно.
И наконец, любовная линия. Чувства между героями зарождаются и развиваются исключительно над трупами. Наверное, этим создатели фильма хотели подчеркнуть, что люди в блокаду так привыкли к смерти, что уже не обращают на нее внимания.
До такой степени, что именно в момент зашивания мешка с телом пациента героиня начинает загадочно улыбаться и кокетничать с героем. Другой лирический эпизод случается над телом только что убитого друга и коллеги - улыбка скользит по губам героини, руки по локоть в крови убиенного товарища тянутся к рукам любимого, глаза их встречаются, он нежно берет ее руки в свои…
Ну и фееричный финал, когда чудом избежавшие гибели герои понимают, что все-таки победили и выжили, и начинают заливисто смеяться на фоне провала, в который только что обрушилась часть дома, и на фоне умирающего города. И - под хруст попкорна в базовом кинотеатре «Ленфильма» - «Великан», где картина и демонстрируется на всех сеансах тем трем зрителям, что рискнули пойти на отечественное кино про войну…
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»