На этой неделе в прокат выходит фильм «Танки», снятый режиссером «28 панфиловцев» Кимом Дружининым. Это не только кино, а еще и политическое событие - во-первых, картину на этапе съемок активно рекламировал лично министр культуры Владимир Мединский, а во-вторых, отечественную историю так еще никто до сих пор на экране не искажал. Белогвардейцы-недобитки, свободно передвигающиеся по полям Русской равнины в 1940 году. Отряд немецких мотоциклистов-убийц, рассекающий в это же время, до начала войны, на огромных скоростях по нашим трассам. Большего бреда и не придумаешь!
Мединский, кстати, перед премьерой посоветовал зрителям и не искать в «Танках» исторической достоверности. «По мотивам реальных событий» - гласит предупреждающая надпись в начале картины. Хотя правильнее было бы написать: «По отдаленным мотивам…». В то же время министр предупредил возможную критику, сказав: «Это очень правильное кино». Благодарность Мединскому авторы картины выразили крупными буквами в финальных титрах.
«Танки», на создание которых ушло 140 миллионов рублей (значительная часть их была выделена государством), позиционируются как патриотическое кино. Но смех, стоявший в зале во время первой непубличной демонстрации фильма в Петербурге, свидетельствует: не только с достоверностью, но и с жанровой чистотой у его создателей вышла явная неувязка. «Танки» правильно определять даже не как комедию, а как комикс. Комикс о предвоенном Советском Союзе.
В основе сюжета - история испытаний прототипа танка Т-34 - в начале 1940-го два опытных образца своим ходом проследовали из Харькова в Москву. Конструктору Михаилу Кошкину (его играет Андрей Мерзликин), особисту Петру Мизулину и механикам-водителям танков будут мешать (в порядке следования по маршруту): вертлявая заводская девчонка Лида Катаева (эту роль исполнила старшая дочь актрисы Ксении Раппопорт Аглая Тарасова), банда то ли махновцев, то ли реликтовых белогвардейцев, а в конце - группа немецких диверсантов.
Вы только подумайте! 1940 год. Берлин отдает распоряжение о ликвидации группы советских танкостроителей, и фашисты - сначала на конях, а после на фирменных мотоциклах - свободно преследуют героев на всем пути от Харькова до подмосковного Серпухова. На этом фоне не кажется такой уж откровенной нелепицей существование белогвардейско-криминальной малины где-то между Белгородом и Курском, которая восемнадцать лет спустя после окончания Гражданской войны вольготно живет по своим законам и грабит окрестных поселян.
Единственное возможное объяснение всему этому - что проект Мединского - Дружинина рассчитан на совсем юных зрителей, которые не знакомы с отечественной историей середины XX века. Но тогда тем более нельзя настолько всё искажать. Ведь эти фрицы на мотоциклах, безнаказанно путешествующие по нашей стране за год до начала войны, останутся в головах у подростков, посмотревших картину.
К тому же в «Танках» есть и другая линия - не совсем подростковая. Тяжелый путь из Харькова в Москву способствовал зарождению чувств в душе вредного поначалу особиста - в этой роли хорошо показал себя выпускник петербургской Академии театрального искусства Антон Филипенко. И чувствовать ему есть что - Аглая Тарасова, изображая красавицу времен сталинского ампира, чудо как хороша, рассекая в своей первозданной красоте девственные воды реки где-то под Тулой.
Любовь в итоге побеждает - а ведь сначала особист хотел эту самую девочку Лиду расстрелять. Но вот что характерно: девочка выбирает для любви не главного героя - конструктора Кошкина, а сотрудника НКВД с характерной фамилией Мизулин. Может, в этом «правильность» кино, о которой говорил Мединский?
Ну и Сталин, лично встречающий на Красной площади Мизулина, девочку Лиду, Кошкина и других персонажей, - это, конечно, эпично. В реальности, кстати, конструктор прототипа Т-34 во время перегона из Харькова в Москву подхватил пневмонию и вскоре, в том же 1940 году, умер. Дело в том, что перегон проходил суровой зимой, а не летом, как показано в фильме. Но ведь зимой Лида вряд ли смогла бы войти обнаженной в воду! Так что и этой исторической деталью пришлось пожертвовать…
Неподготовленного зрителя, имеющего хоть какие-то представления о советской истории, «Танки» приведут в замешательство. С другой стороны, - надо привыкать. Судя по всему, подобных псевдопатриотических комиксов будет чем дальше, тем больше.
Константин КАЮКОВ,
интернет-журнал «Интересант»