Фильм «Рождество, опять»: Все ёлки окажутся на обочине (кинорецензия)
культура 03.01.17
На фоне киномерзости, идущей в массовом прокате, фильм «Рождество, опять» - свет в оконце

Фильм «Рождество, опять» режиссера Чарльза Покела никак, ни при каких обстоятельствах, не должен был оказаться в российском прокате. Да и ни в каком другом. Собственно, и не оказался - даже в родных США картина, хоть вызвала огромный интерес на фестивалях в Санденсе и Ашленде, в итоге была доступна только по заказу в Интернете.

То, что петербуржцы смогут увидеть этот фильм на большом экране (спасибо кинотеатру «Родина»), - самое настоящее новогоднее чудо. Несмотря на то, что «Рождество, опять» - яркий представитель авторского кино, среднему зрителю пугаться не стоит: действие на экране хоть и меланхолично (даже медитативно), но не отпускает внимания ни на минуту. А герои, их поступки и причины, побуждающие действовать и просто жить именно таким образом, будут понятны до боли. Особенно если вы интроверт, что для мыслящего петербуржца практически неизбежно.

Ни имя режиссера, ни имена актеров ровно ничего не скажут зрителю, но на это вовсе не стоит обращать внимания. Историю молодого жителя Нью-Йорка по имени Ноэль (в переводе - Рождество), торгующего елками накануне самого семейного и теплого праздника им удалось рассказать не по-киношному, а на уровне кодов, маркировок и помет, которые безошибочно считываются подсознанием. Ноэль (его играет Кентакер Одли) неприкаян, бездомен (живет в трейлере), не имеет друзей, от него ушла девушка. Невозможно сказать - положительный это герой или нет. Но детям, в чьих домах Ноэль устанавливает елки, он улыбается светло и искренне. Нужно ли ему в этой жизни что-нибудь - да и сама жизнь - определить затруднительно. Из всех эмоций только непрошеные слезы после посещения квартиры, где проживает счастливая семья с кучей «мимимишных» фотографий на прикроватных тумбах, да нечаянная радость от пирога, который испекли специально для него.

А сделала эту любезность девушка по имени Лидия (канадская актриса Ханна Гросс), хоть потом, как и любое доброе дело, этот порыв вышел ей боком. «Наверно, я просто слишком обрадовался, что кто-то сделал для меня пирог», - чуть смущенно пытается объяснить Ноэль Лидии болезненные последствия случайной встречи. В финале - ничего хорошего. Даже интима нет и не было, одна только неуместная доброта - и от этого всем становится еще печальней.

«В итоге все ёлки оказываются на обочине», - философически объясняет покупателю конечную суть предпраздничного ажиотажа. Естественно, речь идет ни о каких не ёлках. Но если тебе удалось как-то свыкнуться со звенящей пустотой рядом, если есть кофе, душ в соседнем бассейне для соблюдения гигиены и какая-то крыша, пусть это всего лишь трейлер, - то можно существовать и местами жить. Правда, непонятно, в каких канавах мог бы закончить Ноэль, не случись в его жизни треклятый пирог.

Фильм шедеврален, слов нет. Главные герои проводят вместе совсем немного экранного времени, но от этого их короткого совместного бытия, от их не-гляденья друг на друга исходит самый настоящий рождественский свет. Режиссер точно знал, о чем он снимает фильм: для того, чтобы этот проект состоялся, Чарльз Покел сам торговал новогодними елками. Целых пять лет.

Чуда не произошло, но все-таки оно было, как ни крути. В канун Рождества этого вполне достаточно для того, чтобы пойти в кинотеатр и посмотреть - наверняка в полупустом зале - эту замечательную историю. Хоть в одиночку.

Константин КАЮКОВ,

специально для интернет-журнала «Интересант»

 

читайте также

новости

все новости »»