В то время когда от жары в Москве и Петербурге плавится асфальт и голова отказывается соображать, на экраны страны вышел фильм, который как раз рассчитан на думающего зрителя, пытающегося понять, почему наша жизнь такая, какая есть. Речь - о политическом интеллектуальном детективе «Опасная игра Слоун», рассказывающем о механизмах принятия решений на высоком политическом уровне и деятельности лоббистов, запускающих эти самые механизмы.
Лента режиссера Джона Мэддена с Джессикой Честейн в заглавной роли (оригинальное название картины - «Мисс Слоун»), как почти любое стоящее импортное кино, шла до нас долго - почти два года. В мировом прокате себя не окупила: при и без того скромном тринадцатимиллионном бюджете собрала чуть больше девяти. Оно и понятно: усредненному посетителю кинотеатров гораздо интереснее сочувствовать передрягам очередного супергероя или утробно смеяться шуткам, рассчитанных на приматов. А вовсе не пытаться понять, как закулисные игроки на политической арене манипулируют не просто рядовыми гражданами, но порой и эшелонами власти. И почему в результате подавляющее большинство социума проигрывает диктату больших денег. Отметим, впрочем, речь в фильме идет лишь о заокеанской политической системе.
Элизабет Слоун - дока, настоящая акула в науке лоббирования проектов своих клиентов. У нее нет семьи и друзей, она страдает от хронической бессонницы, а свои природные потребности удовлетворяет, заказывая к себе в отель мускулистого красавца с большим навыком - и это единственное требование к суррогату любви.
Как только появляется возможность удовлетворить всё возрастающие карьерные амбиции, Слоун бросает одно лоббистское агентство и начинает работать на другое, выступающее на противоположной стороне. И теперь, вместо того чтобы лоббировать интересы торговцев оружием, она, напротив, продвигает проект, ужесточающий его оборот. Для этого нужно собрать определенное количество голосов сенаторов, которые согласятся поддержать инициативу на законодательном уровне.
В ход идут все сильные и слабые места политиков - их привычки, хобби, дети. Разумеется, не обойдется без шантажа и подкупа. Но по ходу фильма зрителей познакомят и с иными технологическими приемами.
Среди них - манипулирование классификациями товаров и услуг с целью получения финансовых преимуществ. А еще организация поддержки «правильных» политиков десятком-другим некоммерческих организаций, которые поднимут по указке шумную деятельность в заданном направлении. И, конечно, стимулирование средств массовой информации, которые с охотой за определенную сумму возьмутся за «непредвзятое» освещение актуальной темы, кичась при этом своей независимостью (конечно же, мнимой), оперативностью и профессионализмом своих репортеров.
«Прессе нужно больше платить» - рефреном идет сквозь фильм, когда речь идет о «ведущих общественно-политических» изданиях. Причем сами заказчики информационно-пропагандистских «расследований» не скрывают собственного презрения к продажным газетчикам. Исходный результат, представленный в бумажном варианте, в их устах заслуживает следующую оценку: «Пусть из этой макулатуры наделают карандашей. Может, хоть один из них попадет в руки журналистов, у которых есть достоинство».
Вернемся к героине Джессики Честейн. Ее правила жизни незыблемы. Главный девиз: «Цинизм - это отсутствие невинности». Отношения между людьми в парадигме ее ценностей - всего лишь принципы обмена выгодой и нужной информацией. А сами люди просто ресурс, позволяющий добиться цели. Когда подставленная коллега в слезах спрашивает у мисс Слоун, почему та настолько подло поступила, то получает ответ: «У тебя есть чувства и жизнь, но я не имею к ним отношения».
Ничем предосудительным Слоун, по ее мнению, не занимается: «Правительственные дела и связи просто другое название лоббизма». И в самом деле - стремясь «приумножиться», победят не одни финансовые мешки, так другие. Победа над противником может привести пусть не к выгодным контрактам и закупкам, но к общественному признанию и поддержке. Что, на самом деле, является эквивалентом тех же денег - в ближайшем политическом будущем.
Внешне неспешный детектив захватывает всё больше по мере близости к развязке. Но американцы не были бы самими собой, если бы не разбавили действие «правильной» розовой патокой, в реальной жизни никогда не существующей. Но кино - волшебная страна. А потому в финале главная героиня формулирует основную идею, которые создатели никогда бы не смогли озвучить, следуй они правде жизни.
Вот эти главные слова: «Наша система - гнилая. Она не ценит честных политиков, которые голосуют совестью. Она ценит крыс, которые готовы продать свою страну, только лишь бы им было хорошо».
Какая неожиданность, не правда ли? Впрочем, в очередной раз воздержимся от ненужных и неуместных умозаключений и выводов. Ведь это про Америку. Это не про нас.
Евгений ХАКНАЗАРОВ,
интернет-журнал «Интересант»