Обещанный еще в декабре прошлого года, фильм Владимира Котта «Карп отмороженный» хоть в январе 2018-го, но все-таки появился на экранах отечественных кинотеатров. И если из-за решения Минкульта о переносе выхода фильма про иностранного медвежонка Паддингтона владельцы киносетей, имеющие тесные связи с американскими прокатчиками, и сочувствующие им «демократические» СМИ подняли хай - мол, они теряют деньги, то по поводу отечественной «рыбы» никто даже и не волновался. Картина явно «неформатная» - это не коммерческий блокбастер и не ура-патриотическое кино, - и ждать от нее каких-то финансовых успехов не стоило. Тем не менее найти в кинотеатрах «Карпа отмороженного» можно. И народ, вероятно, к удивлению и владельцев сетей, и чиновников Минкульта, на этот фильм ходит.
Без поддержки Минкульта
Хотя Министерству культуры и Фонду кино можно не только удивиться, но и смутиться - государство никак не поддержало картину, в которой снялись две великие актрисы - Марина Неелова и Алиса Фрейндлих, обе - ленинградки, между прочим. Фильм снят исключительно на частные деньги, в том числе продюсера Никиты Владимирова, который даже заложил квартиру, чтобы съемки состоялись. Кому интересно, Владимиров - внук Фрейндлих, но это абсолютно не тот случай, когда надо говорить о блате и родственных связях. В качестве продюсера он мог спокойно выпустить и какой-нибудь блокбастер, причем без всяких финансовых рисков. Но, видимо, воспитание не позволяет и со вкусом все в порядке. Поэтому Владимиров вложился в негромкий фильм, зато с участием двух лучших актрис современности. Финансово он, может, и не в выигрыше, но моральное удовлетворение иногда стоит дороже. Опять же зрительская благодарность налицо - мы крайне редко видим на экранах и Фрейндлих, и Неелову, а тут они вместе в одном фильме. И это просто праздник, похожий на сказку, - фильм состоялся вопреки всему и уже успел получить ряд призов, в том числе приз зрительских симпатий на последнем Московском кинофестивале.
А вот кто поддержал создание картины, так это… правительство Санкт-Петербурга, о чем так и написано в титрах. Но, судя по всему, поддержка эта выразилась, в предоставлении «интерьеров» обшарпанной больницы и такого же дома престарелых. Странно, что правительство Ленобласти никак не отмечено - потому что большая часть фильма снималась в поселке Сясьстрой, и пейзажи депрессивнее найти сложно. Осеннее захолустье всегда оставляет тяжелое впечатление, но сясьстройские деревянные черные, как будто обугленные, дома, в которых, судя по стеклопакетам в некоторых окнах, явно кто-то живет и в реальной жизни, - это депрессия в квадрате. И снимает эту жуть оператор Михаил Агранович «со вкусом» - желания посетить Сясьстрой после просмотра не возникает. Но фильм-то заявлен как комедия, поэтому надо как-то продираться через эту беспросветную картинку к свету и юмору.
Грустная комедия
Учитывая, что и сюжет тоже не слишком радостный, сделать это не так просто. Ну действительно, живет в таком черном доме бывшая учительница, которую играет Неелова, и ставят этой учительнице смертельный диагноз. А живущий в городе сын (Евгений Миронов) уже пять лет как маму не навещает, вот она и решает организовать свои похороны заранее - чтобы его не беспокоить. А так как у нее везде - бывшие ученики, то сделать это не так и сложно. И вот справка о смерти получена, гроб куплен, могила вырыта, поминки организованы. Дело осталось за малым - умереть. Для этого приходится подключать соседку: Алиса Фрейндлих, которая всегда - чуть-чуть королева, на этот раз предстает в необычной для себя роли комической старухи - простой сельской жительницы, доносящей свои мысли с матерком, но душевностью не обделенной. Естественно, осуществить «эвтаназию» у нее не получается, зато она посылает сообщение сыну, и озабоченный карьерой и пристройством матери в дом престарелых бизнес-тренер, как ни странно, приезжает. И, как ни странно, начинает страдать и каяться. Но попыток быстро уехать, выяснив, что мать скорее жива, чем мертва, не оставляет.
И тут-то и начинается сказка, практически об исполнявшей желания Золотой рыбке. В образе карпа, который сначала был заморожен в холодильнике, а потом вдруг в процессе разморозки ожил и стал чем-то вроде домашнего животного, живущего в корыте и глотающего случайно упавшие ключи от машины сына. Который сначала пытается их достать из живого карпа - убивать-то любимого маминого домашнего питомца нельзя, а потом вдруг идет на пруд и отпускает его, вместе с ключами. И становится понятно: всё, больше не уедет.
Такая вот на первый взгляд невеселая история со счастливым концом, которую назвать комедией очень сложно. Потому и смех в зале звучит редко. Зато лирическое настроение она вызывает. Особенно в финале, когда показывают кадры старой ленфильмовской картины «Монолог» с молодой Нееловой. Кажется, это было совсем недавно, а целая жизнь прошла - не успели оглянуться. И никакие Золотые рыбки в данном случае не помогут. Но иногда в этом качестве выступают создатели таких фильмов, как «Карп отмороженный», подарившие нам встречу с выдающимися актрисами и напомнившие о том времени, когда деревья были большими, а кино - искусством.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»