Вышедший сегодня в российский прокат фильм «Джеки» - вовсе не про легендарную супругу убитого президента Кеннеди. Лента выражает уверенность Америки в том, что много любви к себе не бывает.
Роскошная Натали Портман в главной роли, загадочное покушение на американского президента в качестве фона и три номинации на «Оскар». Этого с избытком хватит для того, чтобы отправиться на просмотр ленты чилийского режиссера Пабло Ларраина. Тем более что вручение оскаровских статуэток на носу, а помимо «Оскаров» за лучшие костюмы и саундтрек картина претендует на победу в одной из ключевых номинаций - «Лучшая женская роль».
Тем не менее, кроме собственно Портман, в картине особо посмотреть не на что - разве что на почти крупный план развороченной головы Джона Кеннеди. Зато публике придется выслушать много благоглупостей и возвышенных банальностей, а также погрузиться в тягучую атмосферу сверхдержавного пафоса.
Это тем более удивительно, что значительная часть картины посвящена собственно роковой поездке четы Кеннеди в Даллас в ноябре 1963 года и президентским похоронам. Беседа свежеиспеченной вдовы с журналистом, состоявшаяся спустя неделю после покушения - лишь связующая ткань этих кульминаций фильма. Казалось бы - вот где место и для сюжетной напряженности, и для ярких актерских работ. Но если не считать Портман и костюмеров, честно свой гонорар, похоже, не отработал никто из создателей ленты.
Что чувствуют при потере самого близкого человека? Нереальность происходящего, опустошение души, невыразимую боль или, наоборот, скорбное бесчувствие? В творческой палитре Натали Портман нашлись краски, чтобы выразить весь ужас от смерти, которая внезапно подкралась так близко. И более того: актрисе удалось удержаться от штампов, показав свою героиню «как есть» - даже когда в ней не остается ничего от «иконы стиля». Впрочем, в маленьких черных платьях Портман тоже чертовски хороша. Свой второй «Оскар» актриса, кажется, получит. Тем более что на фоне экранной Джеки, мятущейся и одновременно стойкой в беде, свои бонусы получает и собственно история Америки - вкупе с мифологией.
Это не Жаклин Кеннеди расписывает ритуал главных похорон страны - это самовлюбленная Америка много и картинно курит, стильно источая киногеничные слезы и упиваясь собой даже в горе. «Мы - нация № 1. Потому и наши горести - самые болезненные. Только по-настоящему сильная страна способна так достойно пережить такие испытания». Это послание не звучит напрямую с экрана, но считывается безошибочно.
К слову, некоторые откровения вложены в уста персонажей. «Людям нужна история - она дает им силу», - этот пассаж с успехом мог бы стать девизом фильма. Он куда более к месту, чем официальный слоган картины: «Я хочу, чтобы они видели, что они сделали с Джеком».
В этом, скорее всего, и заключается главная ошибка создателей картины. Сделать из личной трагедии семьи всеамериканскую историю у них не получилось. На экране много второстепенной мишуры и ненужных персонажей, тормозящих действие, которое и впрямь движется со скоростью похоронного катафалка. Роберт Кеннеди в исполнении Питера Сарсгаарда и новый президент Линдон Джонсон, которого играет Джон Линч, суетятся и разве что многозначительно играют лицами - непонятно, зачем и появлялись. Саундтрек англичанки Мики Ливай, хоть и попал в оскаровскую номинацию, кажется вымученным: еще чуть-чуть - и разболятся зубы. И даже гуманистический посыл, заключенный в беседе Жаклин со священником, скатывается в пошлое морализаторство: «Богу не интересны истории, Ему нужна правда».
После просмотра картины - четкое ощущение: правды нам так и не показали.
Константин КАЮКОВ,
специально для интернет-журнала «Интересант»