В прокат выходит двухчасовое фэнтези «Черновик», снятое оператором, а с некоторых пор и режиссером Сергеем Мокрицким. В качестве режиссера он известен в основном по ленте «Битва за Севастополь». В то время как его послужной операторский список полон названий «на слуху»: «Изображая жертву», «Сдвиг», сериал «Баязет». Да что там - Мокрицкий работал у самого Рустама Хамдамова, снимая его короткий метр «Бриллианты» и оперную фантасмагорию «Вокальные параллели» с участием Ренаты Литвиновой. Такая школа не проходит даром. Результат налицо: чисто визуально от «Черновика» не оторваться.
Но для того чтобы впечатление от картины не испортилось, акцент восприятия со зрелищности лучше не перемещать. Потому что стоит только задуматься о логичности и связности действия, как становится понятно: перед нами - не вполне готовый к употреблению продукт. Как наспех сделанная нерадивой кухаркой отбивная - корочка хрустящая, а в середине - не прожаренное мясо.
Винить в этом только режиссера «Черновика» неправильно. Сам роман Лукьяненко никак не дотягивает до уровня его знаменитых «Дозоров». Намешано много всего. Но зачем? Авторам сценария фильма Денису Курышеву, Сергею Артимовичу и Максиму Бударину также не удалось найти ответ на этот проклятый вопрос.
Главным героем повествования стал рисовальщик компьютерных игр Кирилл (Никита Волков). Его московская жизнь, как и положено, не располагает к расслаблению. Девушка героя уходит к более успешному мужчине, тревожно и на работе, и дома - однажды родители Кирилла просто забывают о его существовании. А потом - забывают и все остальные.
Как всегда у Лукьяненко, ларчик открывается непросто, но предсказуемо. Кирилл становится избранным - пограничником, который контролирует взаимодействия параллельных миров. Каждый из которых по-своему фантастичен.
Судя по всему, автор романа так любит Москву, что не устает реинкарнировать дорогую столицу снова и снова. В «Черновике» Белокаменная не всегда белокаменна и предстает на экране то разрушенной и погрязшей в сером коммунистическом мороке, то благоденствующим имперским мегаполисом, а то и форменным чайнатауном 2.0 - не этнографическим китчем, а полным продвинутых технологий жестким урбанистическим миром.
Хлопот у юноши-«таможенника» невпроворот. Присматривай за перемещениями между такими разными вселенными, пытайся различать кто враг, а кто друг. Еще не позабыть бы спасти свою любовь - а как же! Только в этом калейдоскопе минут через двадцать уже забываешь, с чего все началось. Спойлер: вразумительного финала у картины также нет. Скорее всего продюсеры «Черновика» рассчитывают снять продолжение картины или телесериал. А, может, и то, и другое. Благо литературное продолжение под опять же предсказуемым названием «Чистовик» уже имеется.
Во время просмотра каша в голове заваривается невообразимая. Зрителю показывают всё и ничего. Любовная линия есть, но это не мелодрама. Социальный замах, безусловно, присутствует. Но и каким-то гражданским высказыванием «Черновик» не назвать. И на таком шатком фундаменте создатели воздвигают целую фантазийную башню, которая вовсю раскачивается и вот-вот обрушится от смысловых несостыковок и размазанности действия. Зато очень хороши драки и всякие прочие противостояния. Также вызывают море эмоций парящие в московском небе огнестрельные матрешки.
Об актерских работах. Прежде всего признаем: фэнтези - это вам не Чехов с Достоевским. Какой-либо глубины персонажей здесь не дождаться. Но все-таки хочется какой-то актерской игры, хотя бы попыток выйти за предписанные рамки. Но нет - всё шаблонно, никто на съемочной площадке не предавался особым рефлексиям и не заморачивался по всяким творческим поводам. Свой гонорар без вдохновенья - что уж говорить о божестве! - отработали известные творцы Елена Яковлева, Андрей Руденский, Евгений Цыганов, Андрей Мерзликин. А Юлии Пересильд в последние годы на экране так много, что аж скулы сводит. И ладно бы - вершина за вершиной в актерском смысле. Так нет же, всё скромно и серенько. Точно так же нечего сказать о работе исполнителя главной роли Никиты Волкова. Зато можно хорошенько позабавиться, наблюдая в фильме камео Ирины Хакамады и самого Сергея Лукьяненко.
Говоря о «Черновике», невозможно не коснуться темы настойчивых попыток отечественных кинематографистов догнать и перегнать Голливуд. Опыт последних десятилетий убеждает: блокбастер, а тем паче фантазийный, - не «наш» жанр. Для безоговорочного успеха зрелищного, с массой спецэффектов, кино у нас нет ни бюджета, ни хорошей стартовой позиции. В этой опере всё спето до нас. Разумеется, из сказанного не следует вывод, что нужно опустить руки. Ведь за спиной российского кинематографа - десятки прекраснейших драм, уморительных и при этом остроумных комедий. Мы можем создавать приличное детское кино. Россия в силах конкурировать с зарубежными кинодеятелями в части патриотического кино - если оно не превращается в комикс, как это произошло совсем недавно в случае с фильмом «Танки». Правда, ситуация в глазах определенной части публики выглядит так, что Америке такие ленты к лицу, а нам - не очень. Но есть впечатляющий успех «Движения вверх». Отлично прозвучало «Время первых». Может, Фонду кино, рассматривая вопросы государственной поддержки отечественной продукции, стоит более четко определить ориентиры?
Пока же имеем следующее. Результат работы по созданию очередного национального блокбастера следует признать посредственным. «Черновик» понравится подросткам, инфантильной аудитории, а также москвофилам. Столицы в фильме много - нехорошей и разной. Какое счастье, что Сергей Лукьяненко не из Петербурга.
Евгений ХАКНАЗАРОВ,
интернет-журнал «Интересант»