Жанр судебной драмы очень популярен в американском кино и абсолютно не востребован российскими кинематографистами, а потому судебную драму «Большая игра» можно было бы счесть примером для наших режиссеров, собравшихся снимать что-то похожее. Но в случае с этой картиной ключевыми являются слова «можно было бы». Образца не получилось. Режиссерские и сценаристские потуги голливудского деятеля Аарона Соркина оказались тщетными. Но главное не это - странно, что в российский широкий прокат вышел и активно рекламируется очередной американский фильм, по большому счету романтизирующий и даже пропагандирующий «нездоровый» образ жизни.
«Мастер» байопиков
Аарон Соркин, для которого «Большая игра» стала режиссерским дебютом, любит байопики. До того как снять свой первый фильм, он написал сценарии для фильмов-биографий «Социальная сеть» - о Марке Цукерберге, «Человек, который изменил всё» - о Билли Бине, менеджере бейсбольной команды «Окленд Атлетикс», и «Стив Джобс» - собственно о Стиве Джобсе. То есть Соркина интересуют личности, «меняющие мир». Другой вопрос - достойны ли такого звания занудный Цукерберг, абсолютно неизвестный никому кроме американцев Бин и удачно использовавший сто лет известные классические схемы продаж маркетолог Джобс, превращенный малолетними фанатами айфонов в бога цифровой эпохи.
А уж Молли Блум - организатор подпольных казино, главная героиня «Большой игры», - и вовсе сомнительный персонаж. Да, она написала несколько лет назад книгу мемуаров, в которой рассказала как «дошла до жизни такой». И естественно, в этой книге показала себя с одной стороны жертвой обстоятельств, с другой - человеком высокой морали и прочих достоинств. Но мало ли кто сейчас пишет мемуары? Разве всё это надо экранизировать?
Собственно, многих зрителей, оставляющих на разных сайтах отзывы после просмотра «Большой игры», к Соркину только один вопрос: а зачем он снял это кино? Это редкий случай: не обсуждаются достоинства и недостатки фильма, а обсуждается - зачем такое вообще снимать?
Сделав героиней своего очередного байопика Молли Блум, Аарон Соркин, конечно, прокололся. Потому что слащавая история, рассказанная с экрана, получилась насколько неестественной и не вызывающей доверия, что зритель ни при каких обстоятельств не станет ей сопереживать. А там, где нет сопереживания, нет и интереса.
«Самый гуманный» суд
Вот росла спортивная девочка Молли (Джессика Честейн), в двадцать лет получила травму - физическую и моральную - и ушла в игорный бизнес - организовывала подпольные казино для богатых и знаменитых.
Но однажды что-то пошло не так, и на нее заводят дело. Тут, как и положено по правилам жанра, подворачивается благородный и, разумеется, темнокожий (как же без политкорректности-то!) адвокат (Идрис Элба), который не только защищает Молли, но и раскрывает в ней самые лучшие стороны.
«Я признаю свою вину!» - практически бьет себя кулаком в декольтированную грудь героиня, но выясняется, что «самый гуманный суд в мире» - отнюдь не советский, а американский, и душка-судья сообщает, что на «Уолл-стрит за полчаса воруют больше, чем Молли в своем казино за несколько лет», и потому она свободна.
Такой вот хеппи-энд, приукрашенный мелодраматической встречей героини с папой-тренером-психотерапевтом (постаревший секс-символ 80-х Кевин Костнер держится в этой роли молодцом, напоминая о своих прежних ролях суровых, но благородных героев), который, как ей казалось, тиранил ее в детстве. Оттого она и ушла в такой сомнительный бизнес - чтобы самой наконец управлять мужчинами.
А папа-то, оказывается, ее безумно любил, и, выходит, зря она столько лет мучилась и страдала, глядя, как русская мафия проигрывает в покер картины Мане.
Акцент на декольте
Могло такое происходить? Могло. Но история настолько противоречивая и сомнительная, что главное в ней - правильно расставить акценты. С чем создатели картины не справились, создав такой образ главной героини, что кричать «Не верю!» хочется буквально со второй минуты фильма.
Живет «принцесса покера», как назвала себя, похоже, сама Молли, в каком-то отдельном мире, в вакууме, где нет родственников( хотя где-то существуют родители и братья), друзей и даже любовников. Последнее вообще очень странно, потому что большую часть экранного времени нам демонстрируют окруженную мужчинами героиню в разнообразных нарядах, главное украшение которых, как уже упоминалось, - шикарные декольте. Всех форм и вариантов. Будь на месте Джессики Честейн какая-то другая актриса, то давно бы уже заявила о домогательствах со стороны режиссера или оператора, потому что такое пристальное внимание к этой части тела можно смело приравнять к домогательствам. Но еще, как говорится, не вечер, может, Джессика и сообразит, что к чему.
И вот, блистая декольте, ее героиня из вечера в вечер устраивает подпольные игры в покер, и не похоже, что сильно от этого мучается. Не опомнились бы стражи порядка, так бы до старости и ворочала миллионами. Но стражи опомнились, и у нее тут же резко взыграла совесть. Мотивации для этого не видно никакой, если не считать нежелания попасть в тюрьму. Поэтому все усилия создателей картины показать благородство и ранимую душу Молли Блум оказываются напрасными.
«Учебник для начинающих»?
Зато чему безусловно веришь, так это красочно представленным будням казино и его завсегдатаев - из фильма все желающие могут вынести некоторые нюансы обмана и подстав, на которых держится игра. Столь же подробно перечисляются названия запрещенных препаратов, которые принимала Молли, - еще один «учебник для начинающих» (куда смотрели чиновники, выдававшие фильму прокатное удостоверение, абсолютно непонятно). Кстати, то, как она подсела на наркотики, а потом волшебным образом с ними завязала, тоже из разряда «не верю» - объяснений этому в фильме нет.
Зато есть много закадрового текста: главная героиня озвучивает то, что происходит на экране, - такое «ноу-хау» Аарона Соркина, своеобразная видеокнига, которую можно назвать «Лапша на уши». Потому что, вслушиваясь в этот непрерывный монолог, зритель отвлекается от всех нестыковок. И в финале оказывается, как в нечестной игре, в проигрыше.
Алиса ИВАНОВА,
интернет-журнал «Интересант»