Изучив «важнейшее из искусств» от и до, кинокритик Роман Волобуев решил, что пора и самому сесть в режиссерское кресло. И действительно, если ты всё знаешь о том, как должны и как не должны снимать другие, то в качестве режиссера вполне можешь создать что-то выдающееся. Но это в теории. Практика показывает, что все-таки каждый должен заниматься своим делом. Профессиональные режиссеры снимать, профессиональные критики - копаться в том, что они сняли. И тогда ждет всех счастье в виде высококачественного кино, которое может сразу называться «Шедевр».
Пародия на скандал
Пока же Роман Олегович, сменив профессию, выдал «Блокбастер». Который ни по жанру, ни по сути своей блокбастером не является, а является пародией на криминальные фильмы в частности и на кинематографический процесс в целом. И судьба фильма тоже началась с пародии. На скандал. На фестивале «Кинотавр» перед показом «Блокбастера» режиссер Волобуев вышел на сцену и сказал, что из-за разногласий с продюсерами по поводу монтажа картины убирает свое имя из титров. Такой вот скандал кинотавровского масштаба, который никого, кроме его участников, не волнует. Пародия, одним словом.
Тем не менее не посвященный в этот «междусобойчик» широкий зритель видит в титрах имя создателя «Блокбастера» - Наташа Тюльпанова. Самые прозорливые после просмотра могут сопоставить факты и сообразить, что именно так зовут и главную героиню фильма - с диагнозом «дура» в анамнезе. То есть и фильм сняла именно она. Уже смешно.
Сыграли «по дружбе»
Играет неудачливую грабительницу пункта выдачи «быстрых денег», жаждущую перебраться из города Электроугли в столицу, Анна Чиповская. И почему-то создатели картины решили, что произношение у жителей города, находящегося в часе езды от Москвы, такое, как будто до столицы им лететь пять часов на самолете. Именно так разговаривает Чиповская - Тюльпанова. Параллельно совершая не поддающиеся логике поступки, связанные с украденными деньгами, на которые претендует еще некоторое количество граждан. В чем волею судьбы ей начинает помогать гламурная ведущая телешоу «Спасти любовь» (Светлана Устинова), бывшая боксерша, ныне глубоко разочарованная и в телепроцессе, и в окружающих мужчинах.
Надо сказать, что разворачивается действие довольно живенько, да и то сказать - всего час двадцать длится фильм, растягивать удовольствие нет времени. Но за этот час двадцать мы видим столько известных актерских лиц, что понимаешь - все они снялись в картине только из-за хороших отношений с режиссером. Потому что бюджет картины в пятьдесят миллионов рублей явно не позволял рассчитывать на приличный гонорар. С другой стороны, и играть им особенно нечего. Вот Михаил Ефремов в роли соведущего телешоу - играет самого себя в своей обычной ипостаси - подуставшего от нехороших излишеств сильно раскованного человека. Вот Евгений Цыганов в роли следователя - играет, как обычно, рокового мужчину в анабиозе. То есть всё время на грани засыпания. Вот Светлана Ходченкова - вообще появляется на экране на сорок секунд, в роли участницы телешоу, рассказывающей о своей тяжелой женской доле. Ну и так далее. Все практически в образе самих себя.
Смотреть необязательно
И вот все эти прекрасные люди, не особенно напрягаясь, решают поставленные режиссером задачи. Иногда получается смешно, иногда проскальзывают фразы, которые в принципе могут «уйти в народ». Ну например: «Куда ты убежишь - ночь, темнота, Россия» или «Хватит «заедать» страдания после шести. Любовь пройдет, ж… останется». Но и в целом складывается ощущение, что фильм вообще делали «не особо напрягаясь». Может, действительно продюсеры что-то не так «смонтировали», может, изначально установка была такая, но картина получилась, если можно так сказать, для фестиваля «Кинотавр». Слегка поскандалили, слегка посмотрели, пошли выпили - и забыли. Это как бывают фильмы хорошие, плохие и «необязательные» - которые смотреть можно, но необязательно. Вот «Блокбастер» и оставляет впечатление такой «необязательности».
Теперь что касается собственно пародий. Они имеют место быть. В «Блокбастере» проглядывают и «Малышка на миллион», и «Тельма и Луиза», и «Танцующая в темноте», и «Малхолланд драйв», и фирменный прием Сергея Соловьева в виде коротких поясняющих титров, и современные телевизионные ток-шоу, и даже, извините, канал Life News. Проблема в том, что догадаться об этом могут опять же только люди, занимающиеся кино профессионально. А это значит, что никогда «Блокбастеру» не стать рвущим кассу настоящим «народным» блокбастером.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»