Когда еще, как не в канун Нового года, рассказывать о различных жизненных радостях, среди которых в том числе, как сейчас говорят, шопинг и прием пищи - самые нехитрые и самые доступные удовольствия. Причем придуманы они отнюдь не сегодня. Вот об истории продовольственной торговли и вытекающих их нее дальнейших событий с начала XIX века и до революции 1917-го и рассказывает открывшаяся в Публичной библиотеке выставка под суровым названием «Чрево Петербурга».
Каждому рынку - свой устав
Названа экспозиция так неспроста - в 1888 году вышла книга историка Анатолия Бахтиарова «Брюхо Петербурга», в которой прослеживается, как на протяжении столетия менялись торговые и кулинарные пристрастия жителей тогда еще столицы Российской империи. Кстати, книгу эту на выставке можно увидеть, так же как другие издания, посвященные торговле и общепиту, а еще - рекламные плакаты, банкетные меню, этикетки и бумажную упаковку - всё из фондов Публички.
Как выясняется, торговля и общепит в царском Петербурге процветали. До революции здесь было около двадцати рынков и почти три тысячи (!) заведений общественного питания разного ранга - от рюмочных и трактиров до ресторанов. В 1903 году даже была выпущена специальная карта, на которой были отмечены все эти места, в которых граждане могли оставить свои деньги. И они оставляли.
А чтобы делать им это было приятно, в ходу были различные правила и уставы для торговых работников. Так, существовали правила управления чайными и столовыми Общества трезвости и устав общества торговцев Александровского рынка. И в каждом были свои нюансы. Некоторые правила, что и как должны делать продавцы и официанты, больше походили на художественную литературу, так подробно и красочно там всё было расписано. Но в общем и целом с тех пор мало что изменилось. Например, в 1910 году выходят правила торговли, где сказано, что торгующие «должны быть опрятно одеты и соблюдать между собой и с публикой подлежащую вежливость и полную благопристойность». А на базарах «ругаться и драться строго запрещено». Что же касается выполнения всех этих правил, то как сейчас, так и тогда случались некоторые отклонения.
Стихи о колбасе
Но в царские времена за этим очень следили. Особенно те представители торговли, которые считались «брендом» купечества. Те же купцы Елисеевы выпускают целый практически философский трактат с высокими рассуждениями об образовании и нравственности, на которых основывается «коммерческая гордость». Имиджу тогда предавалось огромное значение. И тех же Елисеевых вряд ли у кого-то повернулся бы язык назвать «торгашами» - это были просвещенные, продвинутые люди, пользующие огромным уважением в обществе. И дело свое они старались вести на высшем уровне. Стихи, воспевающие их «бизнес», поэтам заказывали. И не только Елисеевы.
На выставке можно увидеть стихотворный сборник, изданный неким Шубиным, владельцем магазина на Невском, 126, в котором каждому его товару посвящено четверостишие. Вот с чего начиналась современная реклама - с таких вот сборников, а также красочных плакатов, на которых милые девушки хвалили «лучшие сладости», а ухоженные господа - сигареты и шампанское.
Новый год без мандаринов
Естественно, в Новый год и Рождество весь этот торгово-ресторанный натиск на население усиливался. Но и население не возражало - то, которое могло себе это позволить. Кстати, нынешние «корпоративы» просто носят теперь другое название - раньше это были балы, ужины и приемы. К которым обязательно заранее составлялось меню. Всё их разнообразие можно увидеть на выставке.
Вот, например, длинное меню на французском языке - эти непонятные блюда подавались на балу Императорского человеколюбивого (!) общества в залах Дворянского собрания в декабре 1890-го. Не скупились и на праздновании столетия Санкт-Петербургского коммерческого училища - меню, уже на русском, предлагает устрицы, стерлядь, спаржу, салат и - отдельным пунктом - огурцы. Видимо, тогда они считались деликатесом. А вот господам офицерам обязательно должны были подавать дичь. Кстати, меню офицерского ужина в декабре 1901-го довольно скромное - та самая дичь, стерлядь и кофе. Алкоголя нет. Вот тебе и офицерский кутеж! Даже встреча выпускников Санкт-Петербургского университета, проходившая почему-то в Риге в 1904-м, была «сервирована» с большим размахом. Рябчики, шампанское, мадера, осетрина, парфе - всё в лучших традициях.
А вот бананы и самый новогодний фрукт - мандарины - вообще были не в ходу. Это уже при советской власти придумали, что мандарины - символ Нового года. Хотя где мандарины, а где ёлка и Дед Мороз.
Все эти на первый взгляд незначительные различия и можно почувствовать, если внимательно вчитаться-всмотреться в представленные на выставке экспонаты. А там, может, кто-то и бал решит провести вместо «корпоратива».
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»