Еще совсем недавно судьба Конюшенного ведомства, архитектурного памятника федерального значения, была под большим вопросом. В построенных в 1720-х годах по проекту архитектора Николая Гербеля и перестроенных в 1820-х Василием Стасовым зданиях в стиле классицизма в наше время собирались открыть гостиницу класса «люкс». Соответственно внутренние помещения должны были подвергнуться полной переделке. Процесс «перепрофилирования» Конюшенного ведомства, в состав которого входят Конюшенный музей, мастеровой двор, четыре экипажных сарая, собственно конюшни и церковь Спаса Нерукотворного Образа, в которой отпевали Пушкина, начался в 2010 году. И вполне мог подойти к успешному завершению в виде, как было обещано новыми хозяевами, люксовых номеров, приватного сада, фитнес-клуба и паркинга. Но «приватному саду» не суждено было расцвести в исторических помещениях - общественность города возмутилась до такой степени, что властям пришлось пойти на попятную и «забрать» Конюшенное ведомство обратно.
Возвращение из небытия
Правда, большая его часть до сих пор спрятана за строительными лесами. И только здание манежа обрело «жилой вид» - теперь это выставочное пространство, ставшее частью Музея истории города. Сегодня, впервые за двести лет, манеж Конюшенного ведомства принял посетителей - здесь открылась первая экспозиция под незамысловатым названием «Большие картины».
Что такое манеж, объяснять, наверное, не надо. Именно в манеже в свое время «разминались» всадники. Естественно, размеры манежа должны быть немаленькими. Никаких архитектурных изысков, правда, помещения манежа не подразумевают, но такие пространства сегодня вполне подходят для других творческих откровений. Поэтому именно здесь решили показать тоже немаленькие картины, многие из которых долгие годы были спрятаны от глаз в фондах Музея истории города.
Девятнадцати крупномасштабным полотнам, созданным в ХХ веке отечественными художниками, в стенах манежа явно не тесно. Между ними еще остается «воздух». Хотя некоторые из них просто поражают размерами. Вот, например, полотна Владимира Серова, посвященные истории нашего города. До 1993 года они украшали фризы Мариинского дворца, потом были демонтированы и вполне могли кануть в небытие. Если бы не нынешняя выставка, на которой эти картины длиной более восьми метров впервые выставляются в музейных стенах.
Миллионы к юбилею
Еще более печальная участь была уготована работе Владимира Серова «Под знаменем Ленина, под водительством Сталина, вперед к Победе!». Создавалась она в 1944 году для Музея обороны Ленинграда, который в 1953-м был расформирован, и картина перекочевала в Музей истории города. Но после разоблачения культа Сталина была списана и подлежала уничтожению. Каким-то образом работникам музея удалось ее сохранить. И сегодня ее тоже можно увидеть в манеже Конюшенного ведомства. И хотя большой художественной ценности картина не представляет, но как символ своего времени, несомненно, интересна. Примерно такой же символ - картина Анатолия Казанцева «Приезд В. И. Ленина в Петроград 3 апреля 1917 года», написанная в 1967 году.
Надо сказать, художники советского государства не были обделены заказами. По случаю выставки к 40-летию революции 274 ленинградских художника имели договоры на пять миллионов рублей по тогдашним ценам. Но это, конечно, художники, писавшие на заказ и в правильном политическом ключе. Тем, кто не рвался изображать Ленина на броневике и в прочих интересных местах, миллионов не давали.
«Культурный ресурс» победил
Так, на выставке представлены работы трех учеников Филонова - Бориса Гурвича, Дмитрия Крапивного и Евгения Кибрика, - написанные для выставки объединения МАИ (мастера аналитического искусства), проходившей в 1927 году в Доме печати. На ура двадцать представленных там работ властью приняты не были, в результате сохранились из них только десять. Несколько из этих десяти представлены на выставке в манеже.
А рядом - работы наших современников. Эскиз к росписи зала Монумента героическим защитникам города под названием «Победа» представили собравшимся на открытии авторы - художники Иван Уралов и Никита Фомин, назвавшие победой и то, что общественности удалось отстоять здание Конюшенного ведомства и в центре города теперь появился новый «культурный ресурс».
И конечно, это не может не радовать. Единственное, гламурная аура «приватного сада» и апарт-номеров, кажется, все еще никак не может выветриться из старинного здания. Поэтому несколько удивило, когда после торжественной части церемонии открытия выставки приглашенным выкатили угощение. Прямо тут же, среди ценных полотен, можно было выпить-закусить. А в этом деле одно неосторожное движение - и картина испорчена. К счастью, обошлось без эксцессов, но лучше все-таки не рисковать. Но это так, ложка дегтя в бочке замечательного меда.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»